Как известно, люди делятся на тех кто совершает покупки по интуиции и на тех кто покупает всё по списку. И если на первую группу покупателей ещё можно повлиять с помощью рекламы и маркетинговых акций, то маркетологи и мерчендайзеры всего мира бессильны против мужчины со списком покупок. Однако что если мы скажем что существует способ управлять предпочтениями любых потребителей в магазине? Этого можно достичь с помощью умных светильников.
Не так давно компания Phillips представила систему, которая соединяет светодиодные светильники магазина со смартфонами покупателей. Используя мобильное приложение, люди могут быстро найти расположение товаров из своего списка покупок или получить скидку, проходя мимо товаров в продуктовых рядах. Более того, ритейлеры могут отправлять таргетированную информацию покупателям на телефон, такую как рецепты или купоны, исходя из их местоположения внутри магазина, одновременно экономя средства за счёт энергоэффективного светодиодного освещения.
Вся прелесть системы состоит в том, что ритейлерам не нужно инвестировать средства на дополнительную инфраструктуру для обслуживания датчиков внутреннего позиционирования. Светильники самостоятельно передают информацию о факте присутствия клиента в любом месте магазина. Philips уже тестирует данную систему с небольшим количеством ритейлеров.
Как это работает?
Система использует VLC (визуальные световые коммуникации) для общения со смартфонами покупателей. В отличии от беспроводных протоколов связи Wi-Fi, Bluetooth или Zigbee, которые используют радио-волны для передачи данных, VLC использует светильники, которые передают сигналы на камеру смартфона на основе коротких импульсов. Свет мигает на частотах, которые не видны человеческому глазу. Уже несколько лет инженеры ведут работы по добавлению коммуникаций и сенсоров к светодиодным осветительным приборам. Например, исследователи из Стратклайдского университета (Великобритания) продемонстрировали светодиодные лампы с оптическими коммуникациями, которые они называют «Li-Fi». Эта установка была способна работать на скоростях 1 гигабит в сек.
Стартап «ByteLight» разработал систему, идентичную сети освещения Philips для ритейла. Она так же использует световые импульсы для того, чтобы общаться со смартфонами клиентов в магазине. Другие компании, например, Silver Spring Networks из Редвуда (Калифорния), разработали уличные светильники с сенсорами и радио-модулями, которые позволяют городским службам удаленно отслеживать плотность движения трафика и качество воздуха в разных районах города.
В аэропорту Ньюарк (Нью-Джерси) используется системы умного света с камерами, которые упрощают мониторинг аэропорта. Светильники помогают персоналу отслеживать длинные очереди, распознавать автомобильные номера и, потенциально, отправлять предупреждения службе безопасности о подозрительной активности.
В чём подвох?
Данные системы умного света, имея безусловный потенциал, не лишены некоторых недостатков. Во-первых, возникают вопросы о конфиденциальности личных данных пользователей, и требуют разработки новых правил для регулирования работы новой технологии. Многие люди, особенно в нашей стране, не задумываются о сборе компаниями их личных данных. А зря. Эти данные, попав «не в те руки» могут дать новые возможности для аферистов и вымогателей. Если не задуматься о защите данных на заре интеграции таких систем, в последствии будет потрачено драгоценное время на создание технологий защиты.
В случае со световой системой от Philips, потребители должны скачать мобильное приложение и высказать свою готовность делиться данными о перемещении в магазине. Однако, «умных» вещей (типа термостатов или уличных фонарей) вокруг нас становится всё больше и больше, и все они оснащены датчиками и подключены к беспроводной сети. Встает вопрос о приемлемости объемов мониторинга и количества собираемых данных.
Кому это выгодно?
Очевидно, что бизнесу экономически выгодно связать свои светильники единой сетью. Используя освещение в купе с датчиками загруженности и дневного света для построения «умных» систем управления, компании могут сильно урезать свои расходы на электричество. Независимо от того, будет ли ритейл использовать систему Philips или нет, ясно одно — мобильный телефон в вашей сумке или кармане — это всего лишь один из растущего числа соединённых, «умных» девайсов в нашей повседневной жизни.
Если вы ритейлер, которому интересно увеличить продажи товаров в своих розничных магазинах с помощью «умной» системы освещения, как на примере выше, то обращайтесь к нашим специалистам за консультацией. Мы подберём для Вас оптимальное решение.