Подольский завод «ТД ТЕРРА» помог одному из своих постоянных клиентов в городе Брянске осветить дорогу общего пользования. О том, с какими техническими нюансами он столкнулся, расскажет представитель завода «ТД ТЕРРА».
Задача по освещению дороги в населенном пункте
По заказу «Управления автомобильных дорог Брянской области» нашему клиенту — монтажной организации — требовалось осветить участок федеральной трассы. Речь идет о 1300 метров реконструированной дороги в районе населенного пункта Погар. По техническому заданию, на каждом столбе освещения требовалось установить светодиодные светильники с требуемыми характеристиками. Столбы были смонтированы с шагом в 31 метр, поэтому всего потребовалось 43 светильника.
Заказчик — наш дилер, уже два года приобретает промышленные светодиодные светильники серии ТЕРРА. Они отлично подходят для уличного освещения:
- имеют высокую степень защиты, что предохраняет электронные компоненты от контакта с окружающей средой;
- поддерживают несколько вариантов монтажа при помощи дополнительных кронштейнов;
- выполнены в металлическом корпусе — это позволяет эффективно рассеивать тепло от светодиодов при разной температуре на улице;
- экономят городской бюджет на освещении, поскольку обладают высокой светоотдачей в 180 лм/Вт: при том же световом потоке потребляют меньше тока.
Всего он купил уже порядка 500 штук консольных светильников, поэтому был уверен в том, что они подойдут и для этой задачи — тем более они имеют расширенный срок гарантии 5 лет. Однако при подборе освещения требовалось учесть определенные нюансы.
Нюансы выбора светильников для освещения дороги
Дорога «Почеп — Погар» является частью федеральной трассы в Брянской области, при этом освещаемый участок проходит по населенному пункту. Поэтому освещение должно обеспечить нужный уровень освещенности, без мертвых зон — это важно для безопасности и автомобилистов, и пешеходов.
В этом случае при проектировании ориентируются на стандарты: например, ГОСТ Р 58107.1—2018 «Освещение автомобильных дорог общего пользования», в зависимости от категории дороги.
Для освещаемого участка в техническом задании ориентировались на категорию IA — это означает, что освещенность дорожного покрытия должна быть не менее 20 лк. При высоте фонарного столба освещения 6 метров потребовался светильник мощностью 80 Вт и световым потоком 14 400 лм. Причем в серии ТЕРРА стандартно идет модель на 100 Вт, но специально под требования технического задания мы переработали схемотехнику и уменьшили мощность.
В другой нашей статье вы можете подробнее ознакомиться с нормативами освещения разных объектов.
По словам заказчика, обычно для уличного освещения они применяют светильники мощностью от 80 до 200 Вт, в зависимости от назначения.
Дополнительно нужно было учесть некоторые нюансы:
Кривая силы света (КСС). Стандартно у светильников угол расхождения светового луча составляет 120 градусов. Однако для уличного освещения требуется больший угол — по классификации ГОСТ Р 54350-2015 речь идет о:
- «широкой» КСС — для нашего случая заказчик выбрал угол 150 градусов
- «боковой» экваториальной КСС — луч света имеет общую ось симметрии и две зоны с максимальной освещенностью по бокам.
Крепление. Стандартно светильник монтируется на кронштейне, который не позволяет настроить угол направления света. Однако для этого объекта выбрали поворотный кронштейн для консольных светильников. Это позволит после монтажа более точно сориентировать луч света, чтобы избежать появления мертвых зон на дорожном покрытии.
Степень защиты. По техническому заданию светильник должен был иметь степень защиты IP65. Но наш заказчик решил подстраховаться и заложил модификацию с IP67 — это гарантированно продлит срок эксплуатации светильника, вне зависимости от погодных условий.
Для этого объекта заказчик выбрал цветовую температуру 5000 К — нейтральный белый цвет, отлично подходящий для концентрации внимания водителей на дороге. Но для уличного освещения, скажем, скверов или парков лучше выбирать более теплый свет — порядка 3000 К, чтобы снизить нагрузку на зрение для прохожих.
В результате мы с заказчиком согласовали сроки изготовления партии в 43 светильника, а также стоимость для этого проекта. После чего заключили договор, а после предоплаты приступили к производству — с учетом отгрузки весь процесс занял 14 дней.
Итог освещения дороги в населенном пункте
Наш заказчик выполнил монтаж в очень сжатые сроки — буквально за 3 праздничных дня, с 10 по 12 июня 2023 года, пока жители отмечали День России.
Результат освещения ночью понравился как жителям населенного пункта (стало безопаснее ходить по тротуарам), так и конечному заказчику — «Управлению автомобильных дорог Брянской области». Со сдачей объекта никаких проблем не возникло: освещенность полностью соответствовала нормативам и техническому заданию.
На примере монтажа освещения дороги нашим заказчиком, вот на что мы рекомендуем обращать внимание при подборе светильников:
- Выбирайте светильники с поворотными монтажными кронштейнами. Это позволит после монтажа выставить оптимальное направление света.
- Закладывайте оборудование со степенью защиты не ниже IP65, а лучше IP67. Разница в цене незначительная, зато светильник гарантированно проработает дольше в процессе эксплуатации на открытом воздухе.
- Проверяйте при заказе, чтобы угол КСС соответствовал типу «Широкая» и «Боковая» по ГОСТ Р 54350-2015. Это даст большую зону освещения.