Главред «Электротехнического рынка» побеседовала с управляющим партнером «220 Вольт» Алексеем Фёдоровым о том, как живет и развивается розничная торговля электроинструмента в России.
— Государство в последнее время довольно плотно взялось за регулирование торговли, об этом говорит, в том числе, активное внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы на все группы товаров. Останется ли в стороне сектор электроинструмента?
— Каждый магазин, если его деятельность связана с продажей электроинструмента, обязан будет использовать специальный про-граммный модуль, позволяющий пересылать данные в систему. Сейчас помимо привычной маркировки алкоголя, функционируют ЕГАИС-лес, ЕГАИС-шубы, постепенно вводится продовольственный ЕГАИС. В свое время интеграция системы на рынок меховых изделий не только вывела его из тени, но и продемонстрировала реальные объемы торговли, превышающие в 10 раз оценки Минпромторга. Применение системы маркировки дело времени, и, конечно, бизнес не может остаться при этом в стороне.
Очевидно, модель должна быть удобной и высокотехнологичной.
Отечественная торговая таможенная политика довольно старомодна и нуждается в модернизации. При этом важно дифференцировать пошлины на высокотехнологичные товары, которые практически не производятся у нас, и, к примеру, изделия из пластика, производство которых возможно стимулировать на территории России. На сегодняшний день довольно сложно представить покупку БТиЭ на рынке, это стало возможно после объединения усилий добросовестных предпринимателей, в то же время приобретение электроинструмента на всевозможных «развалах» все еще не редкость. При этом потребитель не получает гарантий не только на исполнение обязательств по возврату, но и по элементарной безопасности.
— Внедрение подобной системы так или иначе связано с сертификацией. У кого должны быть полномочия такие сертификаты выдавать?
— Тема сертификации товаров, выпускаемых в обращение на территории РФ в сомнительных органах по сертификации волнует бизнес уже давно, в частности сектор электроинструмента. Тема очень сложная, заседает огромное количество комиссий, десятилетиями ищется решение, как оставить на рынке только «правильные» органы по сертификации, как избежать выдачи сертификатов без «реальной проверки товара» в лаборатории. При этом, кажется, решение есть, и довольно простое.
Алексей Фёдоров:
«Если государство отзывает лицензию у органа по сертификации, то все выданные этим органом за три года сертификаты должны стать недействительными, и товары с этим знаком тут же должны быть изъяты из обращения. Тогда бизнес сразу будет заинтересован в «железных» сертификатчиках».
Если бизнес хочет снова ввести эти товары в обращение, то он должен снова пройти сертификацию, уже в другом органе, и вручную нанести знак соответствия на все товары.
Тогда бизнес сразу будет заинтересован в «железных» сертификатчиках. То же самое произошло с банками, у которых ЦБ стал массово отзывать лицензии. Никто из одного мелкого банка в другой не стал переходить. Только в крупные. Так спокойно и надежно. Никакой бизнес не захочет потерять свои деньги.
Второе, простое решение, точнее часть первого: электронный реестр сертификатов, фактически ЕГАИС сертификатов. Технологии есть. Все работает. Розница должна получить доступ к электронному реестру сертификатов, торговать только теми товарами, сертификаты на которые актуальны, действительны, срок действия которых не закончился. Тогда, сразу после закрытия «плохого, мошеннического» органа, после отзыва от него лицензии, торговые сети будет мгновенно выводить из обращения товары с неправильным знаком.
И здесь, конечно, необходимо снова сказать о том, что огромное количество разных ЕГАИС — это зло. ЕГАИС-алкоголь, ЕГАИС-лекарства, ЕГАИС-мех, ЕГАИС-лес, ЕГАИС-«сосиска» и много еще каких единых информационных систем, все названия которых начинаются со слова «единая». Конечно, все это должен быть единый ЕГАИС. Но, это уже совсем другая история.
— Все ли пойдут на эту добровольно-принудительную сертификацию? Будут ли сложности, если смотреть чуть шире?
— Конечно, сложности всегда есть. Недавно столкнулись с кейсом: очень известное в инструментальных кругах немецкое предприятие. Товар продается по всему миру. Ищет дистрибьютера в РФ. Продукция высочайшего качества. Но все мелкосерийное, только для любителей именно такого электроинструмента. И производитель очень не хочет лепить на все свои товары значок ЕАС. Ну не хочет. Нет у него такой технологии. И не понимает, зачем. Ни в одной другой стране этого у него не требуют, везде достаточно европейского сертификата.
И все, вопрос с продажами этого производителя через официальные магазины на территории нашей страны закрыт. Через иностранные сайты так можно, и никому дела нет до отсутствия у этих товаров сертификатов ЕАС. Покупатели и выбирают зарубежные интернет-магазины, потому что в них представлены миллионы товаров, которых не купить в России. А почему не купить? Потому что бизнес не может ввести в РФ несертифицированный товар. А обычный потребитель может. Времена изменились. Если потребитель может заказать любые товары из-за рубежа, и для них не требуются никакие сертификаты, о какой системе ЕАС вообще идет речь?
— И как выживать электроинструментальному бизнесу в условиях нерегулируемого канала трансграничной торговли? Есть ли у «220 Вольт» секретный план?
— В отсутствие контроля коммерческого оборота в «почтовом канале», большая часть компаний уже давно смотрит в сторону прямых поставок из восточно-азиатских стран. Пока налоговое и таможенное законодательство ставят российский бизнес в неконкурентные условия, в свою очередь, создавая барьеры для развития не только отечественной коммерции, но и производства, очевидно, бизнесу приходится мимикрировать. В то же время, нестабильность валюты подталкивает потребителя обратить внимание на бренды групп «В» и «С», запастись терпением ждать необходимую вещь значительное время, делая ставку на экономию средств.
Группа компаний «220 Вольт» в новом году откроет направление трансграничных продаж. Предложения будут распространяться на определенную группу брендов, доставка товара осуществляться напрямую из Китая, а получение посылки возможно не ранее чем через две недели после оплаты. Пилотными станут торговые марки Hammer, Wester и Military, а к середине 2019 года «канал» расширится до 20 тыс. SKU, а это 5% всего ассортимента группы компаний «220 Вольт».
Мы перефразируем известное выражение — не можешь победить трансграничную торговлю, — возглавь ее.