Введение
Реалии сегодняшнего рынка систем электроснабжения таковы, что в качестве альтернативы силовым кабелям все чаще и чаще используются шинопроводы. Такое решение обладает рядом неоспоримых преимуществ в сравнении с кабельными сетями: шинопровод значительно компактнее, чем аналогичные по характеристикам кабельные трассы: не боится перегрева, пожаробезопасен, не поддерживает горение. В конце концов применение шинопровода — это ускоренный монтаж, удобство обслуживания, более эстетичный вид по сравнению с кабельными системами. Важнейшим показателем также является то, что шинопроводы состоят из стандартных и специальных элементов, конструктив которых исключает ошибку при проведении монтажа.

Все перечисленные выше достоинства закономерно рождают спрос на подобные системы, и Группа Legrand, один из мировых лидеров в сфере электрических и информационных систем зданий, внимательно относится к подобным запросам рынка и выпускает обновленные серии продукции, соответствующие этим потребностям.
Одним из стремительно развивающихся сегментов деятельности компании является производство шинопроводов. В серии Zucchini большой конструктивный выбор с показателями характеристик до 6300А и степенью защиты до IP68. Спектр применения также очень широк: производственные предприятия различной направленности, деловые, торгово-развлекательные и выставочные центры, предприятия агропромышленного комплекса, гостиничные и спортивные объекты и т.д.
У шинопроводов Legrand Zucchini несколько серий различного назначения:
- MEDIUM RATING (MR) 160-1000А — шинопровод с шинами из гальванического алюминия и меди с кожухом РЕ-проводником для распределения энергии средней мощности;
- MINI SBARRA (MS) 63-160А — шинопровод с шинами из электролитической меди с кожухом РЕ-проводником для распределения энергии малой и средней мощности;
- LIGHTING BUSWAY (LB) 25-40А — шинопровод с шинами из электролитической меди с кожухом из гальванизированного или анодированного алюминия для распределения энергии малой мощности;
- TROLLEY SYSTEM 250 (TS250) 250А — шинопровод с проводниками из электролитической меди для питания подвижных механизмов, типа кран-балок;
- RESIN IP68 (RCP) — шинопроводы с литой изоляцией на номинальный ток от 630 до 6300 А и степенью защиты IP68 с алюминиевыми и медными проводниками, полностью залитыми эпоксидной смолой, что обеспечивает высокую механическую прочность и полную электрическую изоляцию.
- SUPER COMPACT PAINTED (SCP) 630-6300А — шинопровод с проводниками из электролитической меди или гальванизированного алюминия для распределения энергии большой мощности.
Устройство шинопроводов
Более подробное устройство и особенности шинопроводов Zucchini можно рассмотреть на примере серии Super Compact Painted. Отличия от других моделей начинаются с особой формы кожуха. Нестандартная конфигурация и горячекатанная гальванизированная сталь позволяют увеличить рассеивание тепла, которое не накапливается в корпусе, а уходит в атмосферу. Помимо конструктивных особенностей кожуха теплоотдача обеспечивается конструкцией «сэндвич», то есть размещением изолированных проводников без воздушного зазора. В качестве изоляции используется двойной слой негорючего полиэстера толщиной 0,2 мм. Проводники не соприкасаются ни друг с другом, ни с корпусом. А прямоугольное сечение проводников и минимально близкое размещение их осей позволяет не вытеснять токи на поверхность, а равномерно распределять их по сечению проводника и снижать реактивное напряжение. Надежность конструкции обеспечивается стянутыми заклепками стальными «С»-образными профилями.

Серия Super Compact Painted, как и прочие шинопроводы Zucchini, имеет сертификат межгосударственного стандарта ГОСТ 28668.1-91 «Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Частные требования к шинопроводам». Для обеспечения безопасности персонала от токоведущих частей в кожухе Super Compact отсутствуют вентиляционные отверстия. Все механические соединения защищены заглушками. Шинопроводы этой серии имеют пылезащищенное исполнение и защиту от водяных струй по классу до IP65.
Конструкцией шинопровода серии Super Compact предусмотрено соединение всех его элементов: прямых частей, углов и отводных блоков системой «моноблок». Такое решение позволяет монтажнику не использовать дорогостоящие динамометрические ключи, которые необходимо периодически калибровать. Контакты элементов посеребренные, благодаря чему минимизируется электрическое сопротивление подпружиненных соединений. Надежное электрическое соединение элементов достигается за счет затягивания болта со срывающейся головкой. Большой набор элементов: плоских, двойных, горизонтальных и вертикальных углов, прямых элементов (которые по заказу могут быть сделаны различной длины), торцевых блоков подачи питания, отводных блоков с устройствами разделения и защиты и дополнительных принадлежностей для подъема магистрали, обеспечивает максимальное удобство проектирования. Отводные блоки дополняются предохранителями или автоматическими выключателями.
Конструкция шинопровода наглядно демонстрирует его преимущества. Компактность размещения позволяет экономить полезное пространство в помещениях. За счет нее уменьшаются габариты магистралей и щитов. Монтаж при отсутствии требований к радиусу изгиба существенно облегчается. Когда используется шинопровод, трасса может проходить даже под прямым углом. Это особенно актуально при прокладке трасс большой и средней мощности, так как для кабелей большого сечения нормы изгиба довольно жесткие. При использовании шинопровода теряется необходимость в громоздких соединительных и концевых муфтах, присущих кабельным магистралям. Шинопровод Zucchini поставляется в высокой степени «заводской готовности», что вместе с болтовыми соединениями максимально упрощает монтаж. А все перечисленные преимущества увеличивают его скорость в 2-3 раза.

Требования и варианты использования
Требования к прокладке шинопровода ниже, чем аналогичные требования к кабельным сетям. Например, экранирующие свойства кожуха и другие особенности конструкции существенно снижают электромагнитное излучение, что позволяет прокладывать шинопровод вблизи чувствительной аппаратуры и сетей передачи данных.
Использование шинопровода значительно упрощает подключение потребителей даже к уже имеющейся шине. У подобной магистрали большая гибкость при проектировании и эксплуатации. Любые работы по модернизации имеющихся трасс, подключению или перемещению потребителей, изменению нагрузки осуществляются быстро и эффективно, порой без снятия напряжения. Шинопровод полностью сборно-разборный, что допускает многоразовое использование одних и тех же элементов, упрощает его демонтаж или перенос, что особенно важно при изменении конфигурации трасс шинопроводов, например, на производственных объектах.
При необходимости шинопроводы Zucchini различных серий можно подключать в единую систему электроснабжения — для этого применяются соответствующие элементы. Шинопровод очень удобен на стадии проектирования, так как позволяет спланировать будущую магистраль без данных по нагрузке и расположению потребителей. Самим проектировщикам производитель предоставляет программное обеспечение PSZ для трехмерной прорисовки трасс, размещения щитов и трансформаторов и прочих возможностей. ПО экспортирует полученную схему в AutoCad, а спецификацию в Excel, а с новой версией ПО возможно сконфигурировать трассу в формате BIM-моделей, что позволяет повысить эффективность проектных работ. Группа Legrand намерена и далее развивать технологии, новые системы расчета и продолжать внедрение BIM технологий, позволяющих создавать информационную модель здания. Этот подход позволит заранее определять взаимосвязь архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и прочей необходимой информации еще на стадии проектирования.
Экономический эффект
Не стоит сбрасывать со счетов и экономичность шинопровода. При условии перманентного роста стоимости электроэнергии, вопрос ее экономии выступает на первый план. Конструкция шинопровода позволяет снизить реактивное сопротивление за счет компактного размещения проводников, а значит получить итоговое уменьшение энергопотерь в магистрали.
Срок службы шинопроводов составляет более 30 лет. Технического обслуживания шинопроводы не требуют, однако Группа Legrand рекомендует проводить периодическую инспекцию трасс не реже одного раза в два года.
«Конечно, стоимость шинопроводов в несколько выше стоимости кабельной продукции, и зачастую это может смутить потенциального заказчика. Однако, при правильном расчете трудозатрат с учетом всех условий проекта, шинопровод может оказаться куда более выигрышным решением. Для этого при прокладке кабеля необходимо учесть также ряд дополнительных работ:
- сложность при одновременной прокладке нескольких кабелей большого сечения,
- натяжение и последующая проверка уровня натяжения кабелей,
- установка несущих кабель-каналов,
- разделка и обработка кабелей,
- количество квалифицированных специалистов,
- необходимость технического обслуживания,
- вероятность изменения конфигурации трасс,
- вероятность изменения количества потребителей,
- изменение расположения потребителей.
Учет всех сопутствующих факторов позволит избежать энергопотерь и эффективно использовать шинопроводы в сложных проектах с высокими требованиями к размещению кабельных магистралей», — комментирует Арсен Погосян, руководитель направления силового оборудования, Legrand Россия И СНГ.
Последние 20 лет происходит планомерный переход от кабельных магистралей к шинопроводам. А поскольку с их модернизацией увеличивается и число их преимуществ, можно быть уверенным, что в ближайшем будущем на объектах промышленного и коммерческого назначения кабельным сетям останется очень мало места.