|
Приводы для воздушного транспорта
Безопасность воздушных перевозок, безусловно, имеет наивысший приоритет. Однако в целях обеспечения конкурентоспособности и дополнительных преимуществ в долгосрочной перспективе авиакомпании и специалисты по интерьеру самолетов также делают ставку на повышенный комфорт для пассажиров (рис. 1). При этом речь идет, например, об установке держателей для планшетных компьютеров, которые выдвигаются и складываются по нажатию кнопки, оснащении самолетов автоматическими шторками иллюминаторов, бесконтактными электроприводными сиденьями для унитаза и т.д. Вместе с тем, внедрение дополнительных удобств повышает требования, предъявляемые к системам приводов в самолетах. Эти системы должны быть в первую очередь надежными и долговечными, обладать легкой и компактной конструкцией.
Законодателями моды в вопросах комфорта для авиапассажиров на сегодняшний день являются дизайнеры частных и административных самолетов. Как правило, все положительно воспринятые в данном сегменте функции рано или поздно внедряются в первом или бизнес-классе. В качестве примера можно привести функцию электрической регулиров
ки кресел, которая уже стала здесь стандартом. Это означает, что в комфортных сиденьях современных самолетов используется множество электродвигателей. «Производители этих сидений в основном работают для автомобильной промышленности, — поясняет Роберт Варонье (на фото), отвечающий за данное направление деятельности в группе компаний FAULHABER. — В автомобилях применяются двигатели массового производства, которые, как правило, не удовлетворяют строгим требованиям для воздушного транспорта».
Приводы, пригодные для самолетов
Приводы, устанавливаемые в сиденья самолетов (рис. 2) и прочие механизмы в целях повышения комфорта для пассажиров, должны отвечать целому ряду особых требований (рис. 3). Главное требование — надежность. Выход из строя во время полета недопустим. При этом также требуются максимально длительные интервалы техобслуживания. Надежная и безупречная работа оборудования салона играет для авиакомпаний важнейшую роль. «Еще недавно двигатели и исполнительные элементы рассматривались как источники потенциального стресса, — подчеркивает Роберт Варонье. — Стресс для кабинного экипажа возникает, например, в том случае, если во время межконтинентального рейса при отсутствии свободных мест один из пассажиров бизнес-класса не может откинуть спинку сиденья по причине поломки соответствующего компонента».
На втором месте находится вес. Каждый килограмм дополнительно увеличивает потребление топлива, поэтому авиакомпании стремятся свести к минимуму вес оснащения салона. «Стоимость кругосветной перевозки одного килограмма груза составляет около 300 долларов США в год. Успешное снижение веса положительно отражается как на общей сумме затрат, так и на уровне выбросов СО 2, — продолжает рассказывать Роберт Варонье. — При этом экономия электричества не играет такой существенной роли для авиакомпаний, ведь одни только вентиляторы системы кондиционирования потребляют больше электричества, чем все двигатели в салоне. Однако важное значение имеет высокая удельная эффективность, то есть максимальная мощность при минимальном весе».
Высокий крутящий момент, малые размеры и бесшумная работа
Миниатюрные приводы из широкого ассортимента FAULHABER отлично подходят для применения в воздушном транспорте, поскольку они предлагаются в виде функциональной системы, состоящей из двигателя, редуктора, тормоза и энкодера. Отдельные компоненты привода оптимально согласованы друг с другом, идеально взаимодействуют и обеспечивают очень высокую производительность. Роберт Варонье приводит типичный пример: «На протяжении более 15 лет мы поставляем не только приводы для регулировки сидений в первом классе, но и, например, приводы для шторок иллюминаторов (рис. 4) в бизнес-классе самолета Airbus А319. Шторка перемещается с помощью нашего компактного бесколлекторного двигателя, вес которого составляет всего лишь 192 грамма».
Бесколлекторный серводвигатель постоянного тока серии 3242 ВХ4 имеет диаметр 32 мм и длину 44 мм (рис. 5). Несмотря на компактные размеры, четырехполюсная конструкция обеспечивает высокий крутящий момент до 36 мНм при длительной работе, наряду с ровным ходом и низким уровнем шума.
Долговечность и универсальность
Бесколлекторный двигатель имеет намного больший срок службы по сравнению с механически коммутируемыми электродвигателями. Его самонесущая катушка изготовлена по специальной технологии FAULHABER, а основными компонентами являются трехфазная обмотка (статор), четырехполюсный постоянный магнит (ротор) и электронная система коммутации. Двигатели можно комбинировать со встраиваемыми энкодерами, кодовыми датчиками с линейным усилителем, абсолютными энкодерами или контроллерами скорости, создавая таким образом готовые приводные блоки.
Компактные, надежные и долговечные двигатели применяются не только в целях повышения комфорта авиапассажиров, но и в системах безопасности самолета. Например, для фиксации двери кабины пилотов, на аварийных выходах или в кресле пилота, которое на время взлета и посадки должно фиксироваться в определенном положении. Еще одна область применения — регулировка клапанов, отвечающих за поддержание давления в системе кондиционирования.
Большие перспективы на будущее
В будущем раскрывается новый потенциал электродвигателей. Например, микромоторы все чаще используются в бортовых развлекательных системах бизнес-класса (индивидуальные выдвижные экраны), а совсем скоро подобное оснащение может появиться и в эконом-классе. Многие пассажиры во время полета желают пользоваться собственными планшетами и ноутбуками, для которых устанавливаются электроприводные держатели. В салонах первого класса уже сегодня применяются столики и перегородки на электромоторах. Все чаще можно увидеть сиденья с опускаемыми подлокотниками, которые позволяют пассажирам удобно вставать и садиться в кресло.
И наконец, производители административных и частных самолетов и прежде всего арабские авиакомпании проявляют повышенный интерес к электроприводному сиденью унитаза, которое было представлено на авиационной выставке в Гамбурге в прошлом году. «Этот необычный пример наглядно демонстрирует актуальные тенденции в сегменте повышенного комфорта», — подводит итог Роберт Варонье. Таким образом, в будущем в салоне самолета все чаще будут присутствовать компактные, надежные и долговечные двигатели — в особенности потому, что стандартные модели можно при необходимости легко подстраивать под индивидуальные требования заказчиков.
DR. FRITZ FAULHABER GMBH & СО. KG
Daimlerstr. 23/25
71101 Schonaich (Германия)
www.faulhaber.com
info@faulhaber.de
Представительство фирмы
FAULHABER в Швейцарии:
FAULHABER MINIMOTOR SA
6980 Croglio (Швейцария)
info@minimotor.ch