Инструменты, цифровые технологии, связь, измерения

Октябрь 2018 года: цифровая революция в энергетике

16 ноября 2018 г. в 09:37
Цифровизация электрической сети

Главным событием октября 2018 года в российской энергетике стало, безусловно, прошедшее в начале месяца мероприятие под названием «Российская энергетическая неделя». Местом его проведения по уже сложившейся традиции стал московский выставочный зал «Манеж». В итоге мероприятия оказалось географически максимально приближено к Кремлю. Но не только географически. Среди выступавших на «Российской энергетической неделе» был Президент России Владимир Путин, а также целый ряд высокопоставленных российских чиновников. Естественно, не обошел вниманием «Российскую энергетическую неделю» и крупный бизнес, как российский, так и зарубежный.

Но в первую очередь, «Российская энергетическая неделя» — это площадка для общения как внутри экспертного сообщества, так и между специалистами и представителями государственных ведомств. Чиновники получают возможность лучше узнать о чаяниях энергетиков, а энергетики, в свою очередь, получают «из первых рук» информацию о новых законодательных актах.

Среди мероприятий форума особенно следует отметить встречу главных инженеров электросетевых компаний на тему «Цифровизация электрической сети». Можно сказать, что эта встреча нарушила чинный, протокольный стиль «Российской энергетической недели». Пожалуй, ни на одном из заседаний в рамках форума не велось столь оживленных дискуссий. И это не случайно — цифровизация принесла в энергетику революционные изменения, а в зале собрались как раз те люди, которые эти изменения проводят в жизнь.

C большим интересом собравшиеся выслушали доклад главного инженера ООО «Башкирэнерго» Олега Шамшовича о результатах внедрения принципов цифровой энергетики на электросетях Уфы. Для того, чтобы цифровизировать энергосистему этого крупного города, пришлось подвергнуть реконструкции около 25% оборудования. Но зато снижение коммерческих потерь электроэнергии в итоге составило до 80%. Однако, цифровая энергетика — удел не только и не столько крупных городов. Применительно к сельской местности она позволяет значительно повысить надежность энергоснабжения за счет комплексного мониторинга и секционирования. Но в сельской местности встают новые проблемы — реализация принципов цифровой энергетики в условиях низкой плотности размещения объектов. Если в крупном городе можно использовать мобильную 4G-связь, то в сельской местности, даже недалеко от Москвы, кое-где доступна только связь второго поколения. К тому же, решения по цифровизации в глубинке не должны быть слишком дорогие, так как электрические компании там не имеют большой прибыли, а мероприятия по модернизации оборудования должны окупаться.

Александр Пилюгин
Александр Пилюгин рассказал о практических аспектах внедрения цифровой энергетики в сельской местности

Главный инженер ПАО «МРСК Центра» Александр Пилюгин рассказал об опыте внедрения элементов цифровой энергетики в Тверской области. Для обеспечения связи подстанций с диспетчерской применяется мобильная связь, цифровые данные передаются по сети связи в виде SMS. Соответствует ли такой способ передачи современному уровню развития технологий, достигнутому в мире? Возможно, нет. Но обладает ли полученное решение всеми признаками цифровой энергетики? Безусловно, да. А что в итоге? В регионе удалось значительно повысить надежность энергоснабжения. А жители удаленных сел получили возможность иметь столь же качественную электроэнергию, что и в крупных городах.

Евгений Грабчак
Евгений Грабчак призывает оценивать окупаемость тех или иных решений в российских условиях

В то же время, следующим этапом развития цифровизации электроэнергетики должно стать внедрение цифровых технологий управления не только генерацией и распределением энергии, но еще и управление потреблением для обеспечения баланса мощностей (например, принудительное снижение мощности оборудования на предприятии при нехватке жлектроэнергии в сети как альтернатива полному отключению). И здесь свое мнение высказал директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики Российской Федерации Евгений Грабчак. По его словам, автоматическое управление потреблением электроэнергии имеет смысл в тех странах, где электроэнергии не хватает и она стоит дорого. На нынешнем этапе развития электроэнергетики в России внедрять такие технологии преждевременно, они просто не окупятся. Главное, что сейчас нам может дать цифровизация энергетики — повышение надежности энергоснабжения и принципиально новый подход к обслуживанию оборудования, позволяющий экономить средства. Здесь мнения присутствующих на совещании разделились. Одни считают, что вопросами управления энергопотреблением нужно заниматься уже сейчас. Другие поддержали мнение Евгения Грабчака, отметив, что в настоящее время и в обозримом будущем основная генерация в России будет осуществляться на тепловых электростанциях, для которых управление нагрузкой не даст значительного эффекта, так как выработка электроэнергии на них автоматически управляется по программам, основанным на графиках работы крупнейших потребителей.

Тем временем, именно в октябре 2018 года был сделан важнейший шаг в цифровизации российской электроэнергетики. В филиалах АО «Системный оператор ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Средней Волги», «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Северо-Запада», «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Татарстан» в течение всего месяца поэтапно вводились в промышленную эксплуатацию автоматизированные системы производства переключений по выводу из работы и вводу в работу оборудования подстанций и линий электропередачи. Эти системы реализуют принцип дистанционного управления на основе автоматизированных программы переключений. Решение реализовано на основе российского программного комплекса CK-11. Внедрение новинки позволило в несколько раз сократить время переключения оборудования — ранее операции проводились по отдельным командам из диспетчерского пункта. Параллельно с автоматизированной системой переключений в АО «Системный оператор ЕЭС» были установлены системы мониторинга запасов устойчивости и централизованных систем противоаварийной автоматики третьего поколения. Потребители в итоге получат уменьшение количества перепадов напряжения в сети и более надежное энергоснабжение.

Unist
Опытная установка, на которой отрабатывался принцип алюминиево-воздушных элементов питания

О цифровой энергетике заговорили не случайно именно тогда, когда началось массовое внедрение электромобилей. При зарядке аккумулятора электромобиля требуется забрать из сети большое количество электроэнергии за относительно малый промежуток времени. Во многом цифровая энергетика должна обеспечить необходимый баланс энергии в сети при таких пиковых нагрузках, носящих спонтанный характер. Но можно пойти по другому пути — вместо зарядки аккумуляторов в электромобилях... менять в них батарейки. Элементы питания нового типа были разработаны в Южной Корее группой исследователей из Ульсанского национального института науки и технологий под руководством профессора Джефила Чо. В основе батареек для электромобилей лежит принцип выработки электроэнергии при окислении алюминия кислородом, который берется из воздуха. Алюминиево-воздушные батареи превосходят по плотности энергии бензин (2500 Вч/кг против 1700 Вч/кг), не говоря уж о литий-ионных аккумуляторах (240 Вч/кг). Это означает, что громоздкие аккумуляторы могут уйти в прошлое, что даст возможность делать электромобили такими же красивыми и маневренными, как обычные. Осталось решить только проблему организации замены батарей на станциях заправки. Да и одновременно вычислить экономическую эффективность новой технологии.

Тем не менее, более реалистичным в ближайшей перспективе представляется переход в электромобилях от аккумуляторов к так называемым псевдоконденсаторам. В этих устройствах накопление энергии осуществляется посредством химических реакций поверхностном слое электродов. По емкости псевдоконденсаторы приближаются к аккумуляторам, а по ресурсу зарядки-разрядки (около 20000 циклов) — к суперконденсаторам. В октябре были опубликованы результаты исследований по псевдоконденсаторам, проводившихся в Университете Санта-Круз (США). В разработанных там псевдоконденсаторах для накопления энергии применяется графен, а технология производства основана на 3D-печати, что позволяет сделать новинку предельно дешевой. Электромобиль на основе псевдоконденсаторов заряжается на специальных зарядных станциях, подобно электромобилю на аккумуляторах. Важным преимуществом псевдоконденсаторов является то, что они могут принимать практически любую форму, что открывает широкие возможности для дизайнеров. А в альтернативной энергетике недорогие псевдоконденсаторы, возможно, решат проблему выравнивания пиков и спадов производства электроэнергии.

Источник: © Алексей Васильев

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Васильев Алексей Владимирович
Все новости и публикации пользователя Васильев Алексей в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Реле. Поступления январь 2019.

Январьские поступления реле. 8Э11, 8Э13, 8Э14, 8Э15, 8Э116 450 ДП1-2 реле 66 ЕЛ9Т 380В 6 КМ-2311-9К 25А ~380В 8 КМ-2312-17К 50А ~380В 1 КМ-2332-29К 380В 50А 6 КМ-2332-35Д 220В 50А 4 КМ-2333-29К 100А ~380В 3 КМ-2333-35Д 100А ~380В 1 КМ-2334-35Д 150А ~380В 1 КНЕ44 24в 14 КНЕ44 27в 16 КНТ001 К-Д 27В 11 КНТ-173К 380В 2 КНТ-305К-Д 380В 50А 3 РБП 519.000, РБП-11 44 РВЭ-3А ЯЛ4.544.000.27 5 РВЭ-3А ЯЛ4.544.000.28 6 РДК3 24 РМ-4 (РМ4К) 24В, 110В 320 РМ51 44 РНЕ22 27В 22 РНЕ44 24В, 27В 70 РНЕ66 24В 20 РПС24.РС4.521.914 163 РПС34Б РС4.520.283 53 РПС36Б РС4.520.256 58 РПС36Б РС4.520.263-01 450 РПС36Б РС4.520.268 140 РПС43 РС4.520.735-01 20 РТЛ1003 660В 60 РТЛ1005 61 РТЛ1022 660В 58 РЭК-28-2 УХЛ4 КЩ4.569.007-01 420 РЭН33 РФ4.510.021-00.01 750 РЭП11 440 24В 19 РЭС47 РФ4.500.407.02.01 800 РЭС49 РС4.569.421.00.01 450 РЭС8 РС4.590.050 40 РЭС83 РС4.569.792-03 48 РЭС90 ЯЛ 550.000-30 140
Иванов Сергей · Вертекс · Сегодня · Россия · Удмуртская Респ
Вертекс, ООО

ПРОДАМ: Резисторы кремниевые Протон-Электротекс

ПРОТОН-ЭЛЕКТРОТЕКС — это один из российских лидеров разработки и производства силовых полупроводниковых диодов, тиристоров, модулей, охладителей, IGBT (БТИЗов), а также силовых блоков для применения в различных преобразователях электрической энергии. Наша главная цель — обеспечить покупателей современной и надежной продукцией. Мы считаем, что для этого нужно работать по четырем направлениям: — Развитие персонала: мы делаем всё, чтобы привлечь талантливых разработчиков и помочь им себя проявить. Наши специалисты посещают крупнейшие мировые выставки в отрасли силовой электроники, проходят дополнительное обучение и размещают свои научные статьи в промышленных журналах; — Оптимизация организационной структуры: эффективное управление и планирование производства и отлаженное внутреннее взаимодействие позволяют нам быстро принимать и выполнять заказы; — Использование только высококачественных сырья и материалов: мы сотрудничаем с ведущими мировыми поставщиками компонентов полупроводниковых приборов; — Современное производственное и испытательное оборудование: автоматизированное производство и контроль качества — это отдельная гордость нашей компании.
Полостюк Михаил · Протон-Электротекс · 14 мая · Россия · Орловская обл
Резисторы кремниевые Протон-Электротекс

ПРОДАМ: Электродвигатели МАП-422 и др.

ООО «МЭРК» реализует со склада в г. Санкт-Петербург: Крановый электродвигатель МТ22-6 7,5 кВт 925 об/мин Крановый электродвигатель MTF 112-6 5 кВт 925 об/мин. Электродвигатель 4МТН 22кВт 710об/мин. Крановый электродвигатель ДMTF 112-6 5кВт 925 об/мин. Крановый электродвигатель MTKF 112-6 5кВт 925 об/мин. Электродвигатель П40М 17,6А 1500об/мин. Электродвигатель П31М Электродвигатель П12М 5,6А 3000 об/мин. Электродвигатель П51 У4 6кВт 33,2А 1800/3400 об/мин. . Крановый электродвигатель MTF 412 30кВт 970 об/мин. Электродвигатель П72мшс 31,5 кВт — 220 В, 320 В; 26,6 кВт -175 В Электродвигатель П72мшс 25 кВт 175-220-320 В наименование кол-во П31М № 223880 1,4кВт В-220, А-8,07 об/м 1500-3000 режим S1, возб.смеш., КПД-79% -1шт П41 УХЛ4 1кВт, 220В, 6,65А 750 об/м режим S1, IP20 возб.смеш. КПД-68,5% -1шт П41 УХЛ4 6кВт 220В 33,3А 3000 об/м, режим S1 IP-20 возб.смеш КПД-82% кл.изол-В -2шт П42М 4,6кВт, режим S1 110В, 53,3А, возбуждение смешанное КПД-% об/м 1500 -1шт 2ПН-90L УХЛ4 0,55кВт 220В 3,32А 1500 об/м — 4300 об/м, режим S1, IP23 возб.незав. 220В кл.изол.F КПД-67,5% -2шт 2ПН-100М УХЛ4 6007 0,75кВт 220В 4,35А 1500 об/м — 4300 макс независ., возбужден. КПД-71,5% защ.IP23 -1шт 2ПБ 100М Г УХЛ4 1,2кВт 110В 3150/4000об/м «лапы» НВ -3шт 2ПБ 90L Г УХЛ4 0,75кВт 110В 3000/4000 об/м «лапы» НВ -6шт 2ПБ 90L Г УХЛ4 0,75кВт 220В 3150/4000 об/м «лапы» НВ -1шт 2ПБ 90М УХЛ4 0,25кВт 220В 1500/3000 об/м «лапы» НВ  -4шт 2ПБ 90М УХЛ4 0,4кВт 220В 2200/4000 об/м «лапы» НВ  -1шт 2ПН 100М УХЛ4 0,75кВт 110В 1500/4000 об/м «лапы» НВ -1шт 2ПН 100М УХЛ4 0,75кВт 220В 1500/4300 об/м «лапы» НВ -2шт 2ПН 90L УХЛ4 0,55кВт 220В 1500/4300 об/м «лапы» НВ  -4шт 2ПН 90М УХЛ4 0,25кВт 220В 1120/2000 об/м «лапы» НВ  -2шт 2ПН 90М УХЛ4 0,37кВт 220В 1500/4300 об/м «лапы» НВ -4шт 2ПН 90М УХЛ4 0,37кВт 220В 1500/4300 об/м «фланец» НВ -10шт 2ПН 90М УХЛ4 1,0кВт 110В 3000/4000 об/м «лапы» НВ  -2шт 4А 71 В4 Р 0,55кВт 380В 1370 об/м «фланец» -2шт 4А 80 В6 Р 0,75кВт 220/380В 920 об/м «фланец» -1шт 4АМ 80 В6 УП У3 1,1кВт...
Высочин Андрей · ООО "МЭРК" · 7 мая · Россия · г Санкт-Петербург
Электродвигатели МАП-422 и др.

ПРОДАМ: Электростанция 10 кВт

Электростанция 10 кВт «Звезда Сибири» реализует электростанции (дизельные генераторы) мощностью от 10 до 500 кВт. Электростанция 10 кВт (дизель-генератор) АД-10Т/230 (400), стационарная или передвижная на одноосном прицепе (ТАПЗ-755), под погодозащитным капотом, с хранения. Обслужена и проверена под нагрузкой. Гарантия. Характеристики: 1-я степень автоматизации, номинальная мощность — 10 кВт, номинальное напряжение — 230 (400) В, частота — 50 Гц, род тока — переменный трехфазный, двигатель 4Ч8,5/11, генератор ДГС-81/4, ёмкость топливного бака — 60л, система охлаждения — радиаторная, расход топлива ~ 4 л/ч при номинальной мощности. Масса электростанции — без капота -1000 кг, с капотом — 1120 кг, на прицепе — 1700 кг. Габаритные размеры (длина х ширина х высота, мм) — 2115×1000×1240. Габариты электростанции на прицепе (мм) — 3310×2100×2245. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:30 Пожалуйста, при звонке учитывайте разницу в часовых поясах (+ 4ч МСК). Электростанция 10 кВт «Звезда Сибири» реализует электростанции (дизельные генераторы) мощностью от 10 до 500 кВт. Электростанция 10 кВт (дизель-генератор) АД-10Т/230, стационарная или передвижная на одноосном прицепе (ТАПЗ-755), под погодозащитным капотом, с хранения. Обслужена и проверена под нагрузкой. Гарантия. Характеристики: 1-я степень автоматизации, номинальная мощность — 10 кВт, номинальное напряжение — 230 (400) В, частота — 50 Гц, род тока — переменный трехфазный, двигатель 4Ч8,5/11, генератор ДГС-81/4, ёмкость топливного бака — 60л, система охлаждения — радиаторная, расход топлива ~ 4 л/ч при номинальной мощности. Масса электростанции — без капота -1000 кг, с капотом — 1120 кг, на прицепе — 1700 кг. Габаритные размеры (длина х ширина х высота, мм) — 2115×1000×1240. Габариты электростанции на прицепе (мм) — 3310×2100×2245. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:30 Пожалуйста, при звонке учитывайте разницу в часовых поясах (+ 4ч МСК).
Бурындин Александр · ООО "Звезда " · 8 мая · Россия · Новосибирская обл
Электростанция 10 кВт
Компания LEDVÁNCE — один из ведущих мировых производителей осветительной техники: традиционных источников света, энергоэффективных светодиодных ламп, светильников, инновационных светотехнических решений для «умного дома». Продукция компании предназначена как для профессионального, специализированного применения, так и для конечного потребителя.