В существующих условиях рыночных отношений крайне тяжело соблюдать высокий ритм производства и держать при этом надлежащий уровень качества. Однако выбора нет и абсолютное большинство компаний-производителей стремятся к росту промышленной эффективности, а вместе с ним и к увеличению объёмов выпуска разнообразной электротехнической продукции.
Для того, чтобы производственный цикл работал как часы — от начала и до конца, необходимо следить за каждым его этапом. Ведь от правильно настроенного оборудования, его бесперебойной работы и минимальных простоев зависит очень многое, в частности, репутация компании.
Одной из важных составляющих любого предприятия промышленной отрасли является электродвигатель. И количество их, даже в одном цехе, порой может переваливать далеко за сотню. Поэтому, не сложно догадаться, что будет, если электрический мотор периодически не проверять и не проводить профилактическое обслуживание – рано или поздно производство остановится ввиду частых выходов из строя силовых установок.
Наиболее распространенная проблема в электромоторе – перегрев или частые перепады температуры в основных его узлах. Вовремя обнаружить неполадки и найти их причину – значит обеспечить стабильную работу для всех составляющих многоступенчатого производственного процесса.

Одним из распространённых способов по выявлению аномальных температур работы электрических приводов является тепловой контроль с помощью теплосканеров или тепловизоров. Компания Fluke делится секретами того, как правильно проводить профилактический осмотр электроприводного оборудования, используя тепловые (инфракрасные) камеры и на что при этом обращать внимание.
Инфракрасные камеры (или тепловизоры) — это удобные инструменты для осмотра работающих электродвигателей.
Отображение тепловой сигнатуры электромотора при нормальных рабочих условиях позволяет получить исчерпывающую информацию о состоянии электродвигателя (при нагрузке не менее 40 % от расчетной). Если необходимо осмотреть электродвигатель при низкой нагрузке, отслеживайте даже незначительные проблемы, потому что при увеличении нагрузки растет температура, а при наличии неисправностей небольшие перепады температур будут увеличиваться.
Как выполнять осмотр?
Нужно отсканировать корпус электродвигателя снаружи. Если видно места перегрева или температура всего корпуса значительно превышает нормальные значения, необходимо выполнить более детальный осмотр:
- проверить конвекционный вентилятор (при наличии), чтобы убедиться в том, что он работает.
- выполнить осмотр обмотки. Локализованное место перегрева может указывать на перегорание обмоток, к которому приводят переходные процессы или гармоники в сети.
- снять крышку клеммной коробки и отсканировать соединения. Недостаточная или чрезмерная затяжка соединений и поврежденные жилы линий могут привести к возрастанию сопротивления, в результате чего часть электрической энергии преобразуется в тепло.
- проверить температуру подшипников. Если она превышает температуру корпуса электродвигателя на 5–10 °C, это может указывать на нарушение соосности, а также на износ или недостаточное смазывание подшипника.
- тщательно осмотреть муфты и приводные валы. Как правило, эти компоненты изготовлены из блестящего металла, поэтому из‑за считывания отражений тепловизор может отображать заниженные или завышенные значения температуры. Для ограничения последствий этой проблемы существуют различные способы. Они рассмотрены в других статьях и обучающих курсах.
Для критически важных электродвигателей рекомендуется составлять архив тепловых изображений, полученных в течение продолжительного времени. Это позволит определить, является ли место перегрева источником проблем. Обязателен осмотр отремонтированных электродвигателей с помощью тепловизора, чтобы убедиться в успешности ремонта и определить новые номинальные значения.
Выполняя эти несложные процедуры, можно с уверенностью сказать, что электродвигатель будет работать долго и без нареканий.