Овчинников И.Е. Вентильные электрические двигатели и привод на их основе (малая и средняя мощность). Курс лекций
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вентильные электрические двигатели, в которых коммутация фаз (секций) обмотки осуществляется полупроводниковой схемой по сигналам от датчика положения ротора, определяют собой быстро и эффективно развивающееся научно-техническое направление. Электропривод на основе вентильных двигателей все более широко используется в таких областях техники и промышленности, как приборная автоматика, станкостроение и робототехника, автоматизированные технологические линии, транспорт, аэрокосмическая техника, насосное и компрессорное оборудование и др.
Начало исследований и разработок в обсуждаемой области относится к 30-м годам ХХ в. и связано у нас в стране с именами Д.А. Завалишина, О.Г. Веrнера, Б.Н. Тихменева, а за рубежом с именами И. Александерсона, С. Виллиса, Е. Керна. Ограниченные возможности роторных вентилей и тиратронов, которые использовались в те годы для коммутации фаз обмотки двигателей, не позволили добиться серьезных успехов в промышленном использовании полученных исследователями результатов, однако основы теории вентильных двигателей и понимание принципов их работы были заложены именно тогда.
Лишь при появлении компактных полупроводниковых приборов (транзисторов и тиристоров), обладающих достаточно высоким уровнем надежности, идея создания вентильных двигателей и электрических приводов на их основе возродилась вновь. Это произошло приблизительно в середине 60-х годов прошлого века. В те и последующие годы в области вентильных двигателей с транзисторными коммутаторами большой вклад был внесен отечественными (И. А. Вевюрко, А. А. Дубенский, Н. И. Лебедев, В. К. Лозенко, И. Е. Овчинников) и зарубежными (Н. Брейлсфорд, В. Хайсе рман - США, Каварадо Матасаро - Япония, Б. Цаубитцер, Х. Моцала - ФРГ) учеными и инженерами.
В области вентильных двигателей с коммутацией фаз на не полностью управляемых переключающих элементах (тиристорах), охватывающих мощность свыше 102 кВт, упомянем наряду с другими имена А К. Аракеляна, А А. Афанасьева, Л. Я. Зиннера, В. А. Кучумова, А И. Скороспешкина. В дальнейшем перечень ученых и специалистов, внесших существенный вклад в создание и усовершенствование вентильных двигателей и электрических приводов на их основе, был заметно расширен, однако мы ограничимся упомянутыми именами, имея в виду их новаторскую роль.
Предлагаемая вниманию читателей книга основывается на материале, использованном автором при чтении курсов лекций "Электрические машины с полупроводниковыми устройствами о их цепях" в Ленинградском институте Авиационного приборостроения (ныне Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения) и "Электропривод с синхронными (вентильными) двигателями" - в Санкт-Петербургском университете информационных технологий механики и оптики.
При написании книги автор использовал также свой длительный опыт работы в промышленности в области регулируемых вентильных двигателей, связанный как с разработкой их теории и метолов расчета, так и с проектированием образцов и серий, освоенных производством.
👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках