С 6 по 9 июня этого года в Москве в очередной раз пройдет международная выставка «ЭЛЕКТРО». В преддверии ключевого события в электротехнической индустрии мы побеседовали с руководителем проекта Линарой Сабировой о грядущем событии.
— У «Электро» долгая история, начавшаяся еще в советские времена. Какие традиции, возникшие вместе с выставкой, были продолжены после 1991 года? Какие подходы пришлось оставить в прошлом?

— К счастью, наше время отличалось глобальными переменами за последние 50 лет. Именно 50 лет назад началась история выставки «Электро». И, конечно, серьезные социально-экономические явления оказывают влияние на все и всегда! До 90-х годов влияние государства на все аспекты жизни общества было гораздо сильнее, всюду применялся командно-административный подход, в том числе и к организации выставок. «Электро» была единственной профильной электротехнической выставкой. Состав экспозиции, организаций-участников, программа выставки — были предопределены заранее.
У нас сохранился фотоархив некоторых мероприятий, еще со времен, когда «Экспоцентр» проводил свои выставки в КВЦ «Сокольники». Страны-участницы привозили целые павильоны — выстраивались целые мини-выставки. И это было грандиозно!
После распада СССР и у нас, как организатора выставки, и у участников и посетителей появилось больше самостоятельности, независимости. Страна с головой погрузилась в изучение маркетинга и рекламы, компании учились воздействовать на свою целевую аудиторию. И мы, и наши участники стали смелее реализовывать свои идеи.
50-летняя история «Электро» научила нас быстро реагировать на изменения и в любых условиях организовывать яркую выставку с актуальной экспозицией и деловой программой, интересную и результативную для экспонентов и посетителей.
— В последние несколько лет каждый год привносил в нашу жизнь значительные изменения (пандемия, санкции), радикально трансформировались условия ведения бизнеса. Выставке «Электро» так же, как и другим участникам деловой жизни нашей страны, пришлось адаптироваться к новым реалиям. Какие трудности возникали в последние годы у организаторов и каким образом эти трудности компенсировались? Ведь в общем итоге, несмотря на все проблемы, выставка всегда демонстрировала рост.
— Как показала практика, такие перезагрузки необходимы всем. Конечно, хотелось бы, чтобы трансформации проходили при более спокойных обстоятельствах, но как есть. Мы, люди, очень быстро привыкаем, к хорошему — моментально. И это нормально — каждый стремится к комфорту. Но ни в пандемию, ни в период санкций не работают привычные методы: возможно, уже не поддерживают проверенные годами партнеры в силу определенных обстоятельств, необходимость пересматривать логистику заставляет очень сильно менять свою работу — кто-то смог быстрее перестроиться, кто-то находится только в начале осмысления всего происходящего и планирует необходимые изменения.


Выставка — это коммуникативная площадка, это место встречи участников рынка, отраслевой клуб, если можно так выразиться. Во время пандемии я лично отметила бо’ льшую открытость, более живую работу на стендах самих экспонентов, в 2021 году каждая компания попыталась сделать что-то особенное, как-то привлечь потребителей к своей продукции — люди очень соскучились по живому общению. В 2022 году на выставках еще не было иностранцев, у многих были ограничения, но российские участники демонстрировали невероятную активность, были побиты показатели по посещению даже спокойного 2019 года!
— В этом году наблюдается значительный рост числа участников. С чем Вы связываете этот рост? Это активность турецких и китайских компаний? Или российские производители стремятся занять нишу, освободившуюся после ухода части западных участников рынка электротехники? Или это закономерный рост самой выставки? Рост ее значимости для отрасли?
— Я бы не стала сейчас говорить о закономерности, потому как спонтанность, креативность, гибкость, быстрота принятия решений, инициативность — вот что выходит на первый план!
Безусловно, для российских компаний высвободились ниши, сейчас есть шанс продемонстрировать свои собственные разработки, есть шанс быть услышанным и замеченным. Кто работал, тому есть что показать!
В 2023 году мы ожидаем НЕЧТО! К нам пришли даже те компании-участники, кого не было на выставках последние 5 лет!


— В предыдущие годы наверняка бывали аналогичные случаи, когда возможности мероприятия поднимались на новую ступень. Можете рассказать о них подробнее?
— Организацией выставки «Электро» я занимаюсь с 2011 года, и для меня очень ярким был 2014-й: еще не были введены санкции, мы впервые проводили «Электро» в альянсе с выставкой «Нефтегаз», но сохранили привычные сроки проведения, таким образом расширив географию и отраслевую принадлежность посетительской аудитории, но сохранив структуру выставки и ее основу. Впервые на выставке было целых 6 отдельных национальных павильонов! Подойти к стендам в первые 2 дня было нереально — столь активно работали участники. Выставка, когда работает на полную катушку, — дает очень много энергии, заряжает на развитие и созидание, на рост и движение вперед! Я бы очень хотела, чтобы каждый из причастных смог это прочувствовать.
— Что можно сказать об экспонентах в этом году? Насколько сильно изменился состав постоянных участников? Появились ли новые крупные компании, которые прежде не принимали участие? Какова доля региональных представителей?
— Уже сейчас выставка шире, чем в 2022 году, как минимум на 50%. По всем показателям.
Впервые генеральным партнером выставки в этом году является компания «Систем Электрик», в прошлом известная всем как «Шнейдер Электрик». Также впервые за много лет на «Электро» будет работать официальный Турецкий национальный павильон, где при государственной поддержке 11 турецких компаний представят свои отраслевые решения.
Конечно, китайские экспоненты привезут свои новейшие разработки. Очень соскучились и долго готовились к выставке. Большинство арендуют необорудованную площадь, будут строить большие стенды, что для нас, организаторов, тоже являет-ся показателем большой значимости выставки для экспонентов.

Впервые или после длительного перерыва на «Электро-2023» будут представлены компании «Сила света», «Мастерстрой», «Стример», «РТК- Электро-М», «Элком», «Энергосистема», «Ор-теа», «РЗКК», «Промэнерго», «Линдекс», «Ортис», «КИТ-Энерго», «Элдек», «Пергам Инжиниринг» и другие.
Экспозиция выставки была сформирована полностью еще месяц назад, после чего нам пришлось в 1,5 раза увеличивать изначально запланирован-ную под «Электро-2023» выставочную площадь. И поток заявок на участие в «Электро» не прекращается. Да и как иначе — сейчас самое время ковать отношения с целевой аудиторией, ведь новая рыночная реальность только начала формироваться! Присоединяйтесь к «Электро-2023» — будьте в центре событий!