Своими руками

От «Звезды» к «Треугольнику», или Как правильно применять реле времени F&F PCG-417

12 ноября 2019 г. в 10:56

Уже, наверное, многим знакомый по своим детальным, оригинальным и качественным обзорам как различного электротехнического оборудования, так и грамотного его подключения и использования, практикующий электрик и электротехник Александр Ярошенко в этой статье, которая является логическим продолжением аналитической работы про подключение мощных двигателей через схему «Звезда-Треугольник», расскажет о запуске электродвигателя через реле F&F PCG-417. Публикация несёт в себе массу полезного материала и сможет стать отличным пособием для многих как начинающих, так и опытных электромонтажников, в особенности для тех, чья работа тесно связана с подключением и настройкой электродвигателей. К прочтению обязательна.

В прошлый раз я уже писал о том, что есть три варианта реализации схемы «Звезда-Треугольник»:

  • с использованием таймера (любого принципа действия — хоть электронного, хоть пневматического, хоть механического);
  • с использованием программного алгоритма, реализованного на контроллере. Если он есть в данном устройстве (например, в промышленном компрессоре), то так и делают — выходы PLC подключают на катушки контакторов;
  • с использованием специализированного реле, которое представляет собой фактически управляющий контроллер для включения контакторов запуска двигателя.

В данной статье я как раз рассмотрю на примере третий вариант — запуск мощного электродвигателя через реле F&F PCG-417, которое разработано белорусскими коллегами для управления схемой «Звезда-Треугольник». Важно, что все элементы схемы я покажу в реальной жизни, приведу реальные схемы и фотографии использования такого реле.

На всякий случай скажу ещё раз, что эта схема нужна для того, чтобы уменьшить пусковой ток двигателя путем переключения обмоток статора двигателя.

Преимущества и недостатки различных реализаций схемы «Звезда-Треугольник»

Прежде чем рассказывать о достоинствах реле «ФиФ», расскажу о недостатках других реализаций схемы.

Никто в новом оборудовании уже не реализует схему «Звезда-Треугольник» на реле времени, ведь у этой схемы есть несколько недостатков:

  • пневматические и механические реле капризны;
  • для нормальной работы схемы нужно второе реле, которое должно реализовывать паузу между режимами, а его обычно не ставят;
  • использование универсального электронного реле по стоимости идентично использованию специализированного.

А в чем тогда смысл?

Схема управления на контроллере должна содержать собственно контроллер, который выполняет и другие функции в оборудовании. Но он присутствует не всегда. А если и есть, то вследствие высокой цены на изделие и требованиям к его функциональности, необходимо устанавливать преобразователь частоты. И тогда вопросы плавного разгона двигателя отпадают сами собой.

Итак, при отсутствии контроллера применяют специализированные реле «Стар-Дельта», которые полностью реализуют нужный алгоритм запуска двигателя, при этом имея на передней панели все необходимые регулировки.

Устройство и внешний вид реле

Реле времени для управления электродвигателями по схеме «Звезда-Треугольник» ФиФ PCG-417 выглядело на витрине магазина за минуту до его покупки мною вот так:

Реле F&F на витрине магазина
Реле F&F на витрине магазина

Рядом располагались его собратья по бренду, который у нас в Таганроге представлен весьма широко — более 25 наименований.

Зачем в тот день я его купил — будет рассказ ниже, а пока познакомимся с этим устройством поближе. Если нужна официальная инструкция — её можно будет скачать ниже.

Внешний вид есть в начале статьи, вот ещё несколько фото:

Реле времени F&F PCG-417. Вид сверху
Реле времени F&F PCG-417. Вид сверху

Здесь сделан акцент на верхние клеммы. К ним подключается питание:

Реле звезда-треугольник ФиФ – вид на клеммы питания
Реле звезда-треугольник «ФиФ» — вид на клеммы питания

Как всегда, «ФиФ» использует универсальный корпус и несоответствие номеров клемм и реального их расположения немного сбивает с толку.

Нижние клеммы фактически являются переключающими контактами выходных реле:

Выходные клеммы реле времени ФиФ
Выходные клеммы реле времени «ФиФ»

Реле имеет стандартный размер корпуса 1S, а это означает, что оно занимает на ДИН-рейке ровно столько же, сколько однополюсный автомат:

Крепление на ДИН-рейку
Крепление на ДИН-рейку

Технические характеристики реле «Звезда-Треугольник»

Параметры можно посмотреть в таблице:

Параметры реле F&F PCG-417
Параметры реле F&F PCG-417

Много обсуждать нет смысла, отмечу лишь некоторые моменты:

  • У реле два напряжения питания (220 и 24 В), что очень удобно в реалиях — исходя из этого, можно выбрать напряжение катушек контакторов. Либо наоборот — имея конкретные контакторы на 24 В (AC/DC) или на 220 В (АС), можно подключить нужное питание реле.
  • Максимальный ток выходных контактов реле — 8 А, но для реальной нагрузки (катушек контактора), имеющей реактивный характер, выходной ток нужно ограничить значением 2 А. Для особо мощных контакторов придётся использовать промежуточные реле. Ещё замечание. В инструкции указано, что «изделие должно использоваться по его прямому назначению». Однако, в той же инструкции рассмотрены в качестве нагрузок к этому реле энергосберегающие и люминесцентные лампы...
  • Время разгона в схеме «Звезда» можно регулировать плавно в пределах от 1 с до 1000 с (16 минут), а время паузы (переключения) меняется ступенчато, в зависимости от времени разгона. Подробнее ниже.

Обращаю внимание таких въедливых читателей, как я — что такое «сек» и «мсек»? Если это единицы измерения времени, то таких единиц нет в списке единиц системы СИ. Считаю это недочетом для серьезной технической документации.

Панель управления

На панели управления реле выведены основные органы индикации и управления:

Панель управления реле “Звезда-Треугольник”
Панель управления реле «Звезда-Треугольник»

  • Индикатор питания — горит зеленым светом, когда подано питание. Одновременно, согласно алгоритму работы, должен быть включен общий контактор и контактор «Звезды» либо контактор «Треугольника» (за исключением времени паузы).
  • Индикатор переключения режимов — при работе в «Звезде» мигает красным светом, при работе «Треугольником» — горит ровно.
  • Переключатель выбора времени разгона (включения схемы «Звезда») совместно с потенциометром множителя обеспечивает выбор любого времени. Например, для выбора времени 30 с нужно переключатель поставить на «10», а множитель на «3». Некоторые уставки времени можно выбрать через 2 или 3 разных положения регуляторов. Например, для 100 с есть 3 комбинации: 10s х 10, 50s х 2, 100s х 1.
  • Левая и правая сторона регулятора имеют одинаковое время разгона (1, 5, 10, 50, 100s), но разные времена паузы между режимами (75ms и 150ms). Рекомендую выбирать большее время, для обеспечения наибольшей стабильности работы схемы. Меньшее время можно выбрать, когда в схеме применяются контакторы 1 и 2 й величины (мощность двигателя менее 4 кВт).

Временная диаграмма работы

Потихоньку подбираемся к сути. Сейчас будет подробно рассказан алгоритм работы устройства. Временная диаграмма на основе предыдущей статьи:

Диаграмма работы реле “Звезда-Треугольник”
Диаграмма работы реле «Звезда-Треугольник»

Что изменилось по сравнению со схемой на реле времени? Добавилась пауза между «Звездой» и «Треугольником», 75 или 150 мс.

Та же диаграмма, в инструкции к реле:

Диаграмма работы из инструкции к реле “Звезда-Треугольник”
Диаграмма работы из инструкции к реле «Звезда-Треугольник»

Условно показана подача питания и включение внутренних реле (выходов «Звезды» и «Треугольника»). Реле имеют два дискретных состояния — «включено» и «выключено». Странно, что на третьем графике во время паузы реле «Треугольника» включено «чуть-чуть». Что это может означать?

Такая же диаграмма приведена боковой стороне устройства:

Сторона реле с диаграммой и схемой
Сторона реле с диаграммой и схемой

Реле треугольника на время паузы тоже включается «чуть-чуть», а сама пауза обозначена неведомой единицей измерения «msek». Интересно, в каких университетах обучался дизайнер, написавший это?

Итак, согласно диаграмме, при подаче питания на реле (U) запускаются одновременно общий контактор КМ1 и контактор «Звезды» КМ2 (перевернутая «Y»).

Это длится в течение времени, устанавливаемом пользователем. Далее, после истечения этого времени, выключается контактор КМ2 и наступает пауза 75 или 150 мс, длительность которой также можно выбрать. Во время паузы на двигатель подается напряжение через общий контактор КМ1, но ток не идёт, т.к. цепь разорвана. Благодаря инерционности двигателя, пауза не оказывает никакого влияния на скорость вращения.

После окончании паузы включается контактор КМ3, и двигатель включается в «Треугольник», легко выходя на номинальный режим.

Схема подключения реле F&F PCG-417

Давайте теперь критически разберём схему, приведённую в инструкции производителя. Для начала, внутренняя схема реле управления двигателем:

Контакты для подключения реле
Контакты для подключения реле

Схема включения:

Схема включения реле из инструкции
Схема включения реле из инструкции

К сожалению, на схеме переплетены силовая часть и часть управления, что осложняет её чтение. Давайте разбираться.

На схеме показано питание реле 230 В, от одной из фаз. Запуск реле и двигателя производится подачей питания через необозначенный НО контакт. Это может быть тумблер, реле, выход контроллера. Питание поступает на реле (вход 3) и на питание катушки контактора SG (G — General (общий). Моё обозначение — КМ1).

Одновременно замыкаются контакты 7 и 9, активируя контактор SY (КМ2), включая двигатель по схеме «Звезда». Пройдя разгон, контакты 7 и 9 размыкаются и двигатель 75 или 150 мс вращается без питания. Через время переключения включается контактор «Треугольника» SΔ(КМ3), запуская двигатель в рабочем режиме.

Минус этой схемы, как я уже говорил в предыдущей статье, — отсутствие блокировок, которые нужны для предотвращения аварийных случаев. Дело в том, что мне неоднократно попадались неисправности, в которых залипали контакторы или реле. Это было либо по механической причине (заклинивание), либо по причине пригорания контактов.

В приведенной схеме по цепям контакторов блокировок нет. Я уверен, что и внутри реле ФиФ PCG-417 блокировок нет, поскольку используются два обычных независимых реле, в которых имеется по одному переключающему контакту. Видимо, производитель пошёл на упрощение схемы в угоду надежности. Ниже будет пример, в котором блокировки имеются.

Контакторы в схеме — на 230 В, но можно применить и на 380 В, подключив общий провод контакторов не к N, а к фазе L2 или L3.

Пример установки в паровой котел

Так зачем же я пошёл в магазин, чтобы купить это реле? Сейчас будет страшная история. Дело в том, что у нас на предприятии в котельной есть итальянский паровой котел (парогенератор), который дает пар для технологического процесса и для отопления.

Я модернизировал этот котел, о чем на блоге уже была статья «Применение устройства плавного пуска».

Как-то в марте, в субботу мне позвонил дежурный инженер и сообщил, что у нас авария — на котле не включается двигатель вентилятора. Точнее, запускается в «Звезду», а на «Треугольник» не переходит. Соответственно, давление воздуха в горелке не достигает нужного значения и котел «уходит в ошибку».

Вот этот двигатель:

Двигатель со схемой включения Звезда-Треугольник
Двигатель со схемой включения Звезда-Треугольник
Шильдик двигателя, который переключается из Звезды в Треугольник
Шильдик двигателя, который переключается из «Звезды» в «Треугольник»

Подключение двигателя в коробке Борно:

Подключение двигателя в клеммной коробке
Подключение двигателя в клеммной коробке

Виновником аварийной ситуации, когда помещения остались без отопления, а предприятие — без выпуска продукции, оказалось реле времени для запуска двигателя Siemens Sirius 3RP1574. Это реле проработало более 8 лет и «накрылось».

Реле времени Siemens для схемы запуска двигателя “Звезда-Треугольник”, вид сверху, на питающие контакты
Реле времени Siemens для схемы запуска двигателя «Звезда-Треугольник», вид сверху, на питающие контакты

«Старое» реле было менее функционально, чем модель от F&F — диапазон времени задержки только от 1 до 20 с, нет раздельного подключения контактов внутренних реле, нет регулировки времени переключения.

Реле времени Siemens для схемы запуска двигателя “Звезда-Треугольник”
Реле времени Siemens для схемы запуска двигателя «Звезда-Треугольник»

Конечно, в котле был контроллер, но этот контроллер не простой, а специализированный для котлов. В нём соблюдены все европейские нормы безопасности. И ни у кого даже мысли не было делать через него управление запуском двигателя горелки.

Вместо реле времени «Звезда-Треугольник» Siemens было установлено реле F&F PCG-417.

На фото ниже показана работа этого реле в режиме «Звезда». Включены контакторы CV (общий, КМ1) и CVS (Star, КМ2), красный индикатор мигает:

Включение реле и контакторов в «Звезде»
Включение реле и контакторов в «Звезде»

Далее включается «Треугольник». Включены контакторы CV (общий) и CVТ (Triangle, КМ3), красный индикатор горит ровно:

Включение реле и контакторов в «Треугольнике»
Включение реле и контакторов в «Треугольнике»

На видео видно, что за 5 секунд двигатель разогнаться не успевает, поэтому время было увеличено.

Поближе передняя панель реле. Регулятор выставлен на 10 с:

Включение реле времени звезда-треугольник F&F PCG-417
Включение реле времени звезда-треугольник F&F PCG-417

Всё заработало. От момента покупки до момента запуска котла прошло не более 2 часов. На момент написания статьи реле времени «ФиФ» работает в горелке котла более 1,5 лет без сбоев.

Переделка электрической схемы, замена реле «Звезда-Треугольник»

Предлагаю ещё раз вернуться к теории, точнее, к принципиальным схемам. Как я говорил, схема «Звезда-Треугольник» имеет две отдельные части — силовую и релейную.

Как это было, силовая часть:

Силовая часть
Силовая часть, которой управляет реле «Звезда-Треугольник»

Тут всё стандартно и понятно, переделок никаких не было. Теперь смотрим на схему управления:

Схема управления двигателем на реле Siemens
Схема управления двигателем на реле Siemens

Некоторое пояснения. Когда контроллер после всех проверок принимает решение о запуске двигателя, на проводе 23 появляется напряжение 230 В, которое поступает на реле времени «Звезда-Треугольник» RT. Дальше нас ждёт разочарование в итальянских инженерах. Оба реле, согласно их схеме, включатся через время задержки, что не соответствует нужному алгоритму! На наших сайтах тоже сплошь путаница — НО, НЗ, задержки включения, задержки выключения...

Попробую распутать. Не смотря на то, что без питания контакты всех внутренних реле разомкнуты, внутреннее реле «Звезды» в момент подачи питания замыкается и имеет задержку выключения. А внутреннее реле «Треугольника» имеет задержку включения. Вот как это правильно показали педантичные немцы на схеме в мануале на Siemens:

Схема реле времени управлением двигателя «Звезда-треугольник»
Правильная схема реле времени управлением двигателя «Звезда-треугольник»

То есть, при подаче питания контакт Y включается мгновенно, а выключается (деактивируется) — через время. Контакт Δ включается через время. А на итальянской схеме показано, что оба реле с задержкой включения, что, конечно же, неправильно.

Конечная схема на реле PCG-417 (которая работает так, что все про неё забыли) имеет вид, показанный ниже:

Схема цепи управления на основе реле управления двигателем “Звезда-Треугольник” F&F PCG-417
Схема цепи управления на основе реле управления двигателем «Звезда-Треугольник» F&F PCG-417

Теперь можно продолжить описание. После подачи питания включаются контакты 7-9, включается контактор CVS («Звезда») и его контакты, в свою очередь, включают общий контактор CV, который становится на самоподхват. Через установленное время разгона контакты 7-9 размыкаются, а контакты 10-12 через паузу замыкаются, включая CVT (контактор «Треугольника»).

Источник: Александр/СамЭлектрик.ру

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Дополнительные материалы

Ярошенко Александр Александрович
Все новости и публикации пользователя Ярошенко Александр в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Пусковое реле РВП-3 (звезда-треугольник)

Пусковое реле времени предназначены для обеспечения плавного запуска мощных трехфазных асинхронных электродвигателей, а также для уменьшения пусковых токов при включении двигателей. Уменьшение пусковых токов позволяет использовать в цепи пуска двигателя автоматы защиты на меньший ток срабатывания, что значительно повышает надежность защиты двигателя при перегрузках или аварии электропитания. — Плавный пуск электродвигателей — Уменьшение пусковых токов электродвигателей — Регулируемое время разгона — Переключение со «ЗВЕЗДЫ» на «ТРЕУГОЛЬНИК» с задержкой 40 или 80мс. — 5 диапазонов времени срабатывания — Индикация рабочего состояния пускателей «ЗВЕЗДА» и «ТРЕУГОЛЬНИК» — Ширина корпуса 17.5 мм. Наши специалисты готовы провести консультации по электрооборудованию, помочь подобрать оптимальную модель, ответить на Ваши вопросы. Вы можете оформить заказ любым удобным для Вас способом. Наши приборы Вы можете купить оптом и в розницу. Наша компания осуществляет доставку по Москве и всей России в кратчайшие сроки транспортными компаниями (Деловые Линии, СДЭК) и почтой России. Получить Ваш заказ Вы на можете на терминалах транспортных компаний в городах: Абакан, Альметьевск, Ангарск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Архангельск, Асбест, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Белгород, Белорецк, Бердск, Березники, Березовский, Бийск, Благовещенск, Борисоглебск, Боровичи, Братск, Брянск, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воркута, Воронеж, Воскресенск, Всеволожск, Выборг, Гайдук, Глазов, Грозный, Дзержинск, Димитровград, Дмитров, Домодедово, Ейск, Екатеринбург, Забайкальск, Зеленоград, Златоуст, Зубчаниновка, Иваново, Игнатово, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Качканар, Кемерово, Керчь, Киров, Кирово-Чепецк, Клин, Клинцы, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Королев, Кострома, Котельники, Котлас, Красногорск,...
Смолич Елена · НПК Электроэнергетика · 23 апреля · Россия · Московская обл
Пусковое реле РВП-3 (звезда-треугольник)

ПРОДАМ: Распродам крановые эл.двигатели МТКF 311-8; МТКF 312-6; КМТ-101М крановый магнит; ЯС4 У3 Блок резисторов

Продам недорого. (по вашим реальным ценам) МТКF 311-8 У1 380/220В --7,5 кВт-- 690 об/мин. Крановый электродвигатель МТКF 312-6 У1 380/220В — 15 кВт-- 930 об/мин. Крановый электродвигатель ЯС4 У3 Блок резисторов для пуска, регулирования скорости и торможения крановых электродвигателей -10шт КМТ-101М крановый магнит тормозной ~220В/380В -5шт.
Иванов Сергей · Вертекс · 23 апреля · Россия · Удмуртская Респ
Вертекс, ООО

ПРОДАМ: КОНТАКТОР DIL 6-22D 220В 315А GANZ

Это устройство работает по принципу электромагнитной индукции. У него две рабочих позиции — включение и выключение. Функционирует в силовых электроцепях. На промышленной технике эти детали имеют один или два полюса, реже три. За час происходит от 30 до 3600 коммутаций. Поэтому к ним предъявляются серьезные требования по электрической и механической стойкости. Организация: ООО «ЭлСнаб» Регион: Чувашская Республика (Чебоксары) Город: Чебоксары Телефон: 8 961 339-88-99
Тамарян Игорь · ЭЛЕКТРОСНАБ · 7 апреля · Россия · Чувашская республика - Чувашия
КОНТАКТОР DIL 6-22D 220В 315А GANZ

ПРОДАМ: Щётка МГ-4 25х32х64 К1-3р , 7П4 , Л=130

Купить Щётка МГ-4 25х32х64 К1-3р , 7П4 , Л=130 , Щетки — токопроводящие детали, непосредственно соприкасающиеся с токосъемным устройством, для обеспечения электрического контакта вращающихся и стационарных частей электродвигателей и генераторов. В отличие от большинства других электрических контактов, графитовые щетки требуют более частой замены, поэтому увеличение срока износа щетки очень важно. Щетка изнашивается под влиянием механического износа в результате трения и электрической коррзии, из-за большого сопротивления на поверхности соприкосновения щетки и коллектора (искрение). Электрощётки (угольные, графитные, металлографитные) группируются в зависимости от используемых материалов и технологии изготовления. Все размеры щетки определяются ГОСТ 12232-89 и ТУ. В соответствии с размерами граней щетки и закрепления токоподводящего провода щетки электрически машин производят разных марок. Указание размеров, обозначение плоскостей и деталей конструкции щеток удовлетворяет ГОСТ 21888-82. Электрощетки изготовливаются по технологическим и конструкторским документам в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 52157-2003 на щетки для электрических машин и ТУ на щетки конкретных марок. электрографитированные щётки электрощётки ЭГ4 электрощётки ЭГ14 (щетка электрографитная эг-14) электрощётки ЭГ74 электрощетка ЭГ2А электрощетка ЭГ71 электрощeтки ЭГ141, ЭГ61А электрощeтка ЭГ75 металлографитные щетки электрощетки МГ электрощёткa М1 электрощeтки М1а электрощётки МГ4 электрощетки МГС7 электрощётки МГСО электрощеткa МГ4С, МГС20, МГС22Н угольнографитные щётки Г3 Качество работы щеток на коллекторе (коммутации) определяет качество всей машины в целом и ее надежность в эксплуатации:стоимость ремонта и эксплуатационные расходы.
Бронский Борис · Электроконтакт · 21 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Щётка МГ-4 25х32х64 К1-3р , 7П4 , Л=130

ПРОДАМ: Эл. Двигатель АИР 80А4У3. 1, 1 кВт. 1390 об, мин.

Электродвигатель после заводского кап, ремонта. После перемотки ни где не стоял! Мощность, кВт: 1,1 Номинальная частота вращения, об/мин: 1390 Монтажное исполнение: на лапах и фланце. (комбинированное). Цена 5000 руб. Внешний вид, см фото. Возможна отправка Т.К в ваш регион!
Анатолий Михайлович · СБК-Пермь · Сегодня · Россия · Пермский край
Эл. Двигатель АИР 80А4У3. 1, 1 кВт. 1390 об, мин.
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.