№ 221-ФЗ и его последствия для работы государственных, муниципальных органов и учреждений Краснодара. «Кнут и пряник» № 221-ФЗ по стимулированию энергосбережения в бюджетной сфере. Пути решения проблемы энергосбережения в бюджетной сфере Краснодара.
С 16 января 2019 начал действовать № 221-ФЗ и, хотя Президент России Владимир Путин подписал Закон еще 19 июля прошлого года, грядущие изменения в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также статью 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях прошли мало замеченными. Во всяком случае, органы государственной власти, местного самоуправления и государственные, муниципальные учреждения практически во всех городах, регионах страны продолжили свою деятельность «по старинке» и Краснодар не стал исключением из правил.
Вместе с тем, помимо официальной отмены обязательных энергетических обследований, № 221-ФЗ продемонстрировал усиление внимания руководства РФ к энергетическим потерям именно в государственном и муниципальном секторах, традиционно работающим в направлении энергосбережения и повышения энергоэффективности чисто декларативно и без каких-либо существенных результатов. Так, муниципальные программы городов РФ в направлении энергосбережения буквально «тиражируются» по пакету мероприятий, и «нововведения» по переформатированию целевых МП в подраздел пакетных «Содержание и развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» только ухудшили реальную ситуацию проблемы.
Следует отметить, что «предвестником бури» для государственных и муниципальных органов, учреждений городов стал введенный в действие еще в апреле 2018 Распоряжением Правительства РФ № 703-р «Комплексный план по повышению энергетической эффективности экономики России, где пункты 22 — 24 были посвящены именно оптимизации потребления энергоресурсов в бюджетной сфере. Т. е. по факту с апреля или хотя бы с июля 2018, когда Президент подписал № 221-ФЗ, можно и следовало продумать пути, мероприятия и инструменты по сокращению энергопотребления и заранее «подстелить соломки», тем более, что более 250 бюджетных учреждений (на конец 2018), которые находятся в собственности Краснодара при прогрессивном подходе к решению проблемы имеют огромный потенциал энергосбережения.
«Кнут и пряник» № 221-ФЗ по стимулированию энергосбережения в бюджетной сфере.
Основным «пряником» № 221-ФЗ по стимулированию энергосбережения в бюджетной сфере стала новая 3 часть статьи 24 N 261-ФЗ, где оговорено, что «экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением... энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда».
В свою очередь Статья 9.16 КоАП РФ стала «кнутом» по стимулированию энергосбережения в бюджетной сфере, поскольку определяет наложение административного штрафа:
- «на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей», как за не предоставление декларации, так и неправильное ее оформление или нарушение процедуры подачи;
- «на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; «на юридических лиц — десяти тысяч рублей» за несоблюдение правил предоставления информации в уполномоченный орган исполнительной власти;
- «на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей» даже за не выполнение требований по разработки и принятию программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Пока еще непонятно, придется муниципальным властям городов деинтегрировать целевые программы энергосбережения из пакетных обратно в отдельные документы, но безусловным стал сам факт реального ужесточения контроля над энергопотреблением и необходимости принимать меры по сокращению энергопотребления буквально «вчера» с 16 января.
Пути решения проблемы энергосбережения в бюджетной сфере Краснодара
Ни в муниципальной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования город Краснодар», ни в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года или аналогичном документе Краснодарского края не уделено внимания таким эффективным инструментам сокращения потребления электроэнергии, как компенсация реактивной мощности, хотя:
- многие предприятия, учреждения и образования по всей России уже интегрировали в силовые сети своей инфраструктуры установки КРМ, УКРМ, УКМ и получили эффект от экономии потребления электроэнергии от 40 до 60 процентов;
- зарубежная и российская практика энергоаудита силовых сетей объектов бюджетной сферы показывает, что установки компенсации реактивной мощности на подстанциях распределительных сетей справляются со своей задачей, однако лучший энергетический, материальный и финансовый эффект отмечается при индивидуальной или групповой, но не централизованной компенсации.
Таким образом быстрым и результативным решением проблемы сокращения потребления энергоресурсов в бюджетной сфере пока и в ближайшей перспективе будет внедрение энергоэффективных систем энергосбережения на базе установок компенсации реактивной мощности, но все равно необходимо поспешить, ведь № 221-ФЗ уже действует.