Как уйти от рисков купить не работающий должным образом, не обслуживаемый, не пригодный для использования активный фильтр гармоник. Почему важно подбирать АФГ (AFG, APF, SAF и пр.) и по характеристикам, и по наличию технической и эксплуатационной документации, причем адаптированной под отечественные стандарты эксплуатационной документации.
В финальном материале цикла статей о «хитром» маркетинге речь пойдет о том, как максимально возможно снизить риски купить активный фильтр гармоник (АФГ), не работающий должным образом, не обслуживаемый de facto, а также de jure (сейчас или в ближайшей перспективе) не пригодный для использования в силовых сетях энергосистемы страны.
Важность такого аспекта обусловлена текущей очень непростой политико-экономической ситуацией в мире и РФ, когда вакуум фильтрокомпенсирующих устройств (ФКУ) и их комплектующих на электротехническом рынке России заполнен импортной продукцией с превалирующей долей АФГ различных торговых названий, программно-логических контроллеров (ПЛК), измерительных трансформаторов тока (ТТ), напряжения (ТН), коммуникационных кабелей, шкафов и т.д. из стран Азии. В этих странах себестоимость АФГ и комплектующих довольно невысокая, что позволяет формировать поставщикам (условно) лояльный уровень цен на отечественном рынке, однако для такого оборудования необходима тщательная адаптация с нашими силовыми сетями и спецификой эксплуатации, что отнюдь не учитывают азиатские институции по стандартизации и производители, осуществляющие сертификацию своей продукции.
Так, популярные для сертификации китайских АФГ - JB/T 11067-2011 и DL/T 1216-2013. Однако в JB/T 11067-2011 Low-voltage active power filter (APF) (активный (силовой) фильтр низког) разработчик на базе терминологии GB/T 2900.1-2008 (рецепция сильно устаревшего IEC 60050-101-1998, у нас действует ГОСТ IEC 60050-551-2022 - п. 1-12-16 активный (силовой) фильтр (electronic power filter; active power filter) - преобразователь для фильтрации) по факту пытался обосновать нормирование шунтирующих активных фильтров (shunt active filter по п. 3.11 ГОСТ Р 59031—2020), а скорей даже гибридных активных фильтров (hybrid active filter по п. 3.4 ГОСТ Р 59031—2020), в которых активный фильтр, подключается к сети совместно с конденсаторной батареей (и/или пассивным фильтром гармоник из реактора и конденсаторов).
В то же время DL/T 1216-2013 Technical regulation for distribution static synchronous compensator (DSTATCOM) (Технический регламент на статический синхронный компенсатор) в реалиях имеет малое значение для вывода свойств АФГ на требуемый уровень, а нормируемая в стандарте упаковка, транспортирование и хранение не согласованы с отечественными ГОСТ 10198, ГОСТ 14192, ГОСТ 15150 и ГОСТ 23216.
Справка: несмотря на различные версии сертификатов АФГ, поставляемых в нашу страну из разных стран, в них практически нигде нет указаний на соответствие ПЛК IEC 61131-1 (общие положения), IEC 61131-2 (требования и испытания), IEC 61131-3 и IEC 61131-7 (языки программирования), а также семейства ГОСТ Р 59032, адаптированного к сетям низкого напряжения.
Почему важно подбирать АФГ (AFG, APF, SAF и пр.) и по характеристикам, и по наличию технической и эксплуатационной документации
В целом максимально доступная для понимания информация о реактивной мощности, гармониках, способах их устранения, требованиях к устройствам, измерениям изложена в разных циклах статей от компании «МИРКОН» (например, смотреть здесь и эти материалы, а основы правильного подхода к оценке технических характеристик в последних публикациях.
Однако в текущих политико-экономических условиях в стране становится исключительно важным контроль за наличием технико-эксплуатационной документации на АФГ, ПЛК, ТТ, ТН и т.д. и соответствием этих документов требованиям отечественных стандартов, ведь:
- пока никто так и не отменил майский (2019 года, действует с 2020) Приказ Министерства энергетики РФ N 465 об освидетельствовании оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики;
- несмотря на апрельские (текущего года) изменения Решение Совета Евразийской экономической комиссии N 44 определяет обязательность подтверждения соответствия импортной продукции, включая низковольтное оборудование (включено в Перечень) требованиям регламентов Таможенного Союза, а это тот же ТР ТС 004/2011 по электробезопасности, ТР ТС 020/2011 по электромагнитной совместимости, причем с поправками после 2018 года, а значит попадающими под действие и инспекции Решения 44. Здесь важно понимать, что если в случае инспекций контролирующих органов будет обнаружено, что на оборудование нет соответствующей технической и эксплуатационной документации, то это приведет к санкциям;
- продолжает действовать Решение Совета Евразийской экономической комиссии «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», а также Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2021 года N 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия», в перечни которого включены ТТ, ТН и комплектные устройства, каковыми по факту и являются ФКУ в виде АФГ.
Кроме того, АО «Концерн Росэнергоатом» уже в 2020 ввел в действие РГ 1.1.3.21.1705-2020 «Согласование и утверждение решений о применении импортной продукции в АО «Концерн Росэнергоатом». Регламент», в п.28 ГОСТ Р 50.02.01-2017 определено, что «оценка соответствия продукции иностранного производства, по результатам которой устанавливается соответствие указанной продукции обязательным требованиям для применения на ОИАЭ Российской Федерации с оформлением документа». Вполне разумно, что на фоле огромного потока импорта в страну электротехнического оборудования весьма вероятно, что примеру Росэнергоатома последуют Минэнерго и ПАО «Россети». Тем более, что ПАО «Россети» уже формализовало требования к различным устройствам в СТО 34.01-21.1-001-2017, СТО 34.01-21-005-2019, СТО 34.01-9-005-2020, включая требования по комплектации (пока УКРМ) емким перечнем эксплуатационной документации.
Почему важно наличие не просто адекватно переведенной, но и адаптированной под отечественные стандарты эксплуатационной документации на АФГ
Полные и достаточно жесткие требования к эксплуатационной документации определены в:
- ГОСТ Р 2.610-2019 – описывает требования к содержанию, оформлению руководства по эксплуатации, инструкция по монтажу (пуску, регулированию и обкатке), формуляру, паспорту, этикетке, каталогу, нормам расхода и т.д.;
- ГОСТ 2.612-2011 – то же для электронных формуляров и паспортов;
- ГОСТ Р 2.105-2019 – по изложению, оформлению текстовых эксплуатационных документов;
- СТО 56947007-29.240.10.237-2016 – по составу и содержанию руководства по эксплуатации силового оборудования (в большей части списано с ГОСТ Р 2.610-2019);
- ГОСТ 2.601-2013 – общие требования к эксплуатационным документам (ЭД), причем здесь прописано, что: «в зависимости от назначения изделия, условий эксплуатации и объема помещаемых сведений в обязательном порядке составляют либо ФО, либо ПС, либо ЭТ, либо включают один из этих документов в объединенный ЭД».
СТО 34.01-3.2.11-012-2017 Россетей (пока только по конденсаторным установкам повышения коэффициента мощности, включая тиристорные и фильтровые) четко определяет, что к комплекту конденсаторной установки должны прикладываться и паспорт, и руководство по эксплуатации (помимо чертежей, протоколов испытаний, эксплуатационной документации на основную комплектующую аппаратуру).
Если те же китайские документы просто переведены на русский язык, то, безусловно есть какая-то степень вероятности, что в переводе участвовали профильные специалисты, а установщики-интеграторы АФГ с ними хотя бы ознакомились. Однако в идеале типовой «объединенный ЭД» от азиатского производителя, где в «кучу» свалены подобия паспорта, руководств по эксплуатации (РЭ) фильтров гармоник, ПЛК и пр., должен быть адаптирован под требования к оформлению, содержанию документов РФ (см. стандарты выше) с использованием действующих отечественных стандартов и регламентов, регламентирующих свойства и испытания оборудования.
Или проще – если поставщик-интегратор из РФ не просто перевел, а предлагает адаптированные под отечественную нормативно-правовую базу паспорт, РЭ, причем отдельно на АФГ, ПЛК, то это:
- по факту свидетельствует о тщательной проработке документов, а значит вероятность правильного монтажа, запуска в действие, профессионального обслуживания, ремонта максимальная;
- формально позволит уйти от рисков правовых коллизий при любых инспекциях, поскольку можно ссылаться на «временные меры» из того же Решения Совета Евразийской экономической комиссии N 44, или этап подготовки ТУ для производства/переоборудования АФГ с локализацией в РФ в рамках политики импортозамещения.