На прошлой неделе, 14-17 мая для публичного рассмотрения и обсуждения были размещены несколько проектов законодательных документов, разработанных Федеральной антимонопольной службой и Министерством энергетики. Они доступны на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Каждый из этих документов можно найти по индивидуальному идентификационному номеру ID.
Помощь в подготовке обзора оказали компания Lex Consilium и информационно-консалтинговая группа Electricalnet.ru.
20.05.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм» (ID проекта: 02/08/05-19/00091450).
Проект приказа разработан с целью доведения до субъектов ГИС ТЭК, определенных Федеральным законом № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», форм, состава и содержания информации для предоставления в ГИС ТЭК.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
21.05.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по лицензированию энергосбытовой деятельности» (ID проекта: 01/02/05-19/00091495).
В соответствии с положениями действующего законодательства (федеральные законы № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 451-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности») с 1 июля 2020 года осуществление энергосбытовой деятельности допускается только на основании лицензии.
С учетом изложенного, Проект Административного регламента разрабатывается для того, чтобы регламентировать процедуру предоставления государственной услуги по лицензированию энергосбытовой деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур) предоставления государственной услуги.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.
23.05.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям». Текст проекта размещен на официальном сайте (ID проекта: 02/07/05-19/00091143).
Проектом предусмотрено внесение изменений, в том числе в Правила технологического присоединения № 861, предусматривающих, что в отношении заявителей — физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств не может составлять более 5000 рублей за каждый кВт запрашиваемой максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств.
В отношении таких заявителей предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.
Включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается, за исключением заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), а также случаев осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по индивидуальному проекту.
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Вышеуказанные положения о размере платы за технологическое присоединение не будут применяться в следующих случаях:
- при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, владеющим земельным участком по договору аренды, заключенному на срок не более одного года, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства;
- при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.
Необходимость принятия постановления, по мнению разработчиков, связана с тем, что в настоящее время в законодательстве созданы условия, при которых очень часто заявляется максимально возможная мощность, за которую предоставляется «льгота» (технологическое приседание за 550 руб.).
Получается, что сетевыми организациями вкладываются большие средства в присоединение новых потребителей при отсутствии соответствующего роста потребления электроэнергии. Указанный фактор раскручивает спираль неэффективности расходов сетевых организаций, порождает дисбаланс между действительными потребностями и необходимостью обеспечить доступность энергетической инфраструктуры для новых абонентов. Более половины объема финансирования, требуемого на реализацию технологического присоединения, компенсируется за счет собственных средств сетевых организаций, в том числе амортизации, которые должны направляться на модернизацию, реновацию существующих сетей, что является абсолютно недопустимым уровнем, когда мы говорим о необходимости обеспечить надежным электроснабжением всех потребителей, находящихся на территории Российской Федерации.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
24.05.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» (ID проекта: 02/07/05-18/00080869).
Проект постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» разработан Минэнерго России в целях реализации Федерального закона от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».
Лицензированию подлежит деятельность по поставке потребителям на розничных рынках приобретенной или произведенной электрической энергии. Исключение: не подлежит лицензированию деятельность производителей, объем продажи электроэнергии покупателям которыми не превышает собственную выработку, а также продажа электроэнергии для целей компенсации потерь, произведенной на принадлежащих производителю электрической энергии на праве собственности или ином законном основании квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа.
Согласно проекту лицензирование энергосбытовой деятельности осуществляется Минэнерго России.
Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии является предоставленное в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. Проектом определяется состав сведений, подлежащих указаний в данном заявлении, а также перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению.
Согласно проекту лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.
В выдаче лицензии может быть отказано по следующим основаниям:
- соискатель лицензии не соответствует одному или нескольким лицензионным требованиям;
- в заявлении о предоставлении лицензии и (или) документах, представленных для получения лицензии, имеется недостоверная или искаженная информация.
Проектом устанавливается порядок переоформления лицензии, выдачи дубликата лицензии.
При осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований на основании представленных лицензиатом в соответствии с проектом документов лицензирующий орган осуществляет мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований без взаимодействия с лицензиатом посредством анализа сведений, содержащихся в указанных документах (мониторинг за соблюдением лицензионных требований).
При осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований лицензирующим органом проводятся внеплановые документарные проверки и внеплановые выездные проверки.
Проектом определен перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Проект предусматривает систему оснований для прекращения действия лицензии, отвечающую принципу соразмерности совершенному нарушению. В частности, основаниями прекращения действия лицензии является неоднократное в течение года грубое нарушение лицензионных требований, неоднократное в течение года неисполнение предписания лицензирующего органа о прекращении нарушений лицензионных требований, не относящихся к грубым.
Решение о прекращении действия лицензии принимается лицензирующим органом. При этом, учитывая, что решение о прекращении действия лицензии должно приниматься по результатам полного и всестороннего исследования всех документов и информации, проектом предусматривается обязательное участие при установлении наличия оснований прекращения действия лицензии комиссии, состоящей из представителей Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России и Совета рынка. В проекте содержится положение о деятельности указанной комиссии.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — повторные публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
24.05.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)». ID проекта: 01/01/05-19/00091592.
Проект Протокола о внесении изменений содержит изменения раздела XX «Энергетика» Договора о Евразийском экономическом союзе, а также новую редакцию приложения № 21 к Договору о Союзе — Протокол об общем электроэнергетическом рынке Союза.
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 предусмотрено поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств-членов Союза с учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 104 Договора о Союзе, посредством заключения ими международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза.
Протокол об общем электроэнергетическом рынке Союза определяет правовые основы и принципы формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка Союза, устанавливает сферы, которые будут урегулированы правилами функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, а также наделяет Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и Совет Евразийской экономической комиссии полномочиями по утверждению актов, предусмотренных указанным Протоколом.
Предварительное моделирование экономического эффекта от функционирования общего электроэнергетического рынка Союза позволяет говорить о возможном снижении цены оптового рынка на сутки вперед Российской Федерации в первой ценовой зоне на 9,2 %, во второй ценовой зоне на 29,9, что означает определенный положительный эффект для потребителей Российской Федерации. Указанное снижение цен рынка на сутки вперед в совокупности со снижением выработки электрической энергии отечественными генерирующими компаниями за счет ее замещения импортными объемами в среднечасовом исчислении до 2904 МВт (26,5 млрд. кВт*ч в год) может привести к максимальному снижению совокупного дохода генерирующих компаний в размере до 135,5 млрд. руб. ежегодно. На практике с большой долей вероятности снижение совокупного дохода генерирующих компаний Российской Федерации будет меньше указанного значения в силу того, что цена рынка на сутки вперед в значительной степени адаптируется к изменению балансовых условий работы ЕЭС России за счет изменения ценовых стратегий участников на длительном временном интервале. Вместе с тем, полностью избежать оттока финансовых средств в пользу зарубежных производителей электрической энергии, вызванного снижением объемов выработки электрической энергии генерирующими компаниями внутри России при полномасштабной работе конкурентного общего рынка Союза, не представляется возможным.
В силу того, что проект Протокола о внесении изменений потребует изменения действующего законодательства в сфере электроэнергетики и, возможно, принятия новых федеральных законов, на основании статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» проект Протокола о внесении изменений представлен Правительством РФ на ратификацию Президенту РФ.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
24.05.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и об утверждении Министерством энергетики Российской Федерации в 2019 году инвестиционных программ субъектов электроэнергетики». ID проекта: 01/01/05-19/00091585.
В целях совершенствования порядка утверждения и корректировки инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Минэнерго России подготовлен рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.
Проектом постановления предусматриваются:
1) следующие особенности утверждения в 2019 году инвестиционных программ дочерних обществ ПАО «Россети»:
- проведение дополнительного сокращенного по срокам общественного обсуждения проектов корректировок инвестиционных программ, сформированных в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 (далее — Правила № 977), после устранения замечаний Минэнерго России к периодам их планирования;
- одобрение советами директоров дочерних обществ ПАО «Россети» указанных корректировок инвестиционных программ;
- продление срока направления заявлений об утверждении проектов корректировок инвестиционных программ, соответствующих указанным в проекте постановления условиям.
2) определение в Правилах № 977 положений, предусматривающих синхронизацию периода реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, государственное регулирование тарифов которых осуществляется с использованием долгосрочных параметров регулирования, с текущим долгосрочным периодом регулирования, то есть возможность корректировки в 2020 году инвестиционных программ в части приведения их периодов планирования в соответствие с установленными в 2019 году долгосрочными периодами тарифного регулирования (далее — ДПР) (в том числе возможность корректировки года начала реализации инвестиционной программы для приведения в соответствие с годом начала ДПР);
3) продление до 01.01.2022 периода, в течение которого информационное взаимодействие Минэнерго России с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и предоставлении государственных услуг по утверждению таких программ осуществляется путем направления (с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи) соответствующих уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов, в случае если у заинтересованных органов и организаций отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и (или) техническая возможность к осуществлению указанного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и (или) отсутствуют разработанные в установленном порядке технологические карты межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде;
4) вступление в силу постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и об утверждении Министерством энергетики Российской Федерации в 2019 году инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» со дня его официального опубликования ввиду ограниченных сроков рассмотрения Минэнерго России и заинтересованными органами и организациями проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в рамках определенного в Правилах порядка утверждения инвестиционных программ, в отношении которого проектом постановления устанавливаются особенности на 2019.
Разработчик — Минэнерго России.
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.