На прошлой неделе, в сфере законодательства произошло знаковое событие для энергетики — президент России подписал указ, утверждающий новую доктрину энергетической безопасности РФ. Мы писали подробно об этом в новости. А 14-17 мая для публичного рассмотрения и обсуждения были размещены несколько проектов законодательных документов, разработанных Федеральной антимонопольной службой и Министерством энергетики. Они доступны на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Каждый из этих документов можно найти по индивидуальному идентификационному номеру ID.
Помощь в подготовке обзора оказали компания Lex Consilium и информационно-консалтинговая группа Electricalnet.ru.
ФАС России готовит законопроект, касающийся ценообразования в электроэнергетике
14 мая 2019 года ФАС России уведомила о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Документ вынесен для публичных обсуждений по ID 02/07/05-19/00091293.
Проект разрабатывается ввиду отсутствия закрепленного на законодательном уровне алгоритма распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Проект постановления будет вносить изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в следующей части:
- наделения ФАС России полномочиями по утверждению методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям;
- утверждения ставки перекрестного субсидирования в двух вариантах и ее учете в величине ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) и величине одноставочной цены (тарифе) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
- введения ответственности для субъектов Российской Федерации в случае учета ставки перекрестного субсидирования в размере, отличном от величины, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями.
Повторно вынесен для обсуждения проект постановления, уточняющий механизмы определения экономии подконтрольных расходов в тарифах
16 мая 2019 года на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». ID проекта: 02/07/03-19/00089718.
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» разработан в целях уточнения механизмов определения экономии подконтрольных расходов, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей.
Проект предусматривает внесение следующих изменений:
- в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, — уточнение механизмов определения экономии подконтрольных расходов, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей;
- в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, — указание сроков представления регулируемыми организациями дополнительных материалов к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе. В Проекте указано, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования;
- в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, — определение даты начала исполнения договора между смежными сетевыми организациями. В Проекте указано, что исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется с даты вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями;
- в Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, — предоставление возможности раскрытия гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями информации на официальных сайтах в сети Интернет.
Проект приказа о пересмотре максимального уровня цен на услуги «СО ЕЭС»
16 мая 2019 года ФАС России разместила проект приказа «О пересмотре на второе полугодие 2019 года предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы», в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, утвержденных приказом ФАС России № 1853/18 от 25.12.2018 «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы». ID проекта: 04/15/05-19/00091359.
ФАС России предлагает к утверждению тариф на услуги по ОДУ в части обеспечения надежности, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2-е полугодие 2019 года в размере 1,417 руб./МВт*ч. (остался прежним), при этом ФАС России учтено внедрение нового механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии, обеспечивающего участие потребителей розничного рынка электроэнергии в ценозависимом снижении потребления и, в связи с этим, введение новой услуги по управлению спросом, оказываемой системным оператором в рамках оказания услуг по обеспечению системной надежности (введен постановлением Правительства РФ от 20.03.2019 № 287) и выпадающие/излишние доходы (расходы) прошлых лет.
Процедура — независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта.
Обсуждение проекта приказа о признании утратившим силу документа Федеральной службы по тарифам от 12.12.2011 № 796-э
16 мая 2019 года ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по тарифам от 12.12.2011 № 796-э «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности». Для публичных обсуждений документ доступен по ID 01/02/05-19/00091360.
Проект разрабатывается ФАС России для устранения имеющихся правовых коллизий в данной сфере регулируемых правоотношений, поскольку п. 233 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 установлено, что Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов ведет федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности в соответствии с утверждаемым Федеральной антимонопольной службой порядком рассмотрения документов, представляемых в Федеральную антимонопольную службу для формирования и ведения федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
Рассмотрение возможности возмещения расходов владельцам объектов электросетевого хозяйства
17 мая 2019 года Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможности возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации». Для публичных обсуждений документ доступен по ID 02/07/05-19/00091371.
Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 № 19-П, которым признан не соответствующим Конституции РФ п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Правительство РФ разрабатывает рассматриваемый Проект постановления.
Проект будет направлен на установление механизма для собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации.