Очередная подборка последних новшеств в законодательстве, касающегося электроэнергетической сферы. Информация из обзора подготовлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.

Вводится декларирование потребления энергетических ресурсов органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями
Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ; письмо Ростехнадзора от 02.08.2018 № 11-00-12/9986
Одновременно с этим отменяется проведение обязательных энергетических обследований и устанавливается их добровольность.
В декларациях, представляемых ежегодно в Минэнерго России органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, должны содержаться сведения о потреблении энергетических ресурсов.
Также:
- регламентируется процедура обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования и декларациях о потреблении энергетических ресурсов;
- уточняются обязанности государственных (муниципальных) учреждений по обеспечению энергосбережения и повышению энергетической эффективности и закрепляется, что требования по объемам потребляемых ресурсов должны устанавливаться Правительством РФ;
- устанавливается обязанность СРО в области энергетического обследования хранить копию энергетического паспорта с отметкой о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к его проведению и результатам, стандартам и правилам такой СРО и отчеты о проведении энергетического обследования в течение 5 лет со дня проставления указанной отметки и предоставлять их в Минэнерго России.
Документ вступит в силу 16 января 2019.
Внесены изменения в Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок
Приказ Минтруда РФ от 15.11.2018 № 704н «О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н» исключает дублирования требований и разграничивает полномочия при надзоре за соблюдением требований охраны труда между органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора и федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства РФ.
Открыто обсуждение проекта приказа Минэнерго России «О внесении изменений в Методику оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденную приказом Минэнерго России от 26 июля 2017 г. № 676»
Проект приказа разработан по результатам применения вышеуказанной Методики, в которую вносятся изменения, и направлен на совершенствование оценки технического состояния основного технологического оборудования в виде комплексного показателя — индекса технического состояния (далее — ИТС) и 14 января открыт для публичного обсуждения.
В частности, Проектом приказа в Методику вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных оцениваемых параметров для повышения качества оценки. Также Проектом приказа расширен перечень основного технологического оборудования объектов электроэнергетики, в отношении которого производится оценка технического состояния.
Предлагаемые изменения, по мнению разработчиков, позволят избежать неоднозначного толкования порядка расчета ИТС единиц основного технологического оборудования, что особенно актуально в связи с применением результатов расчетов в Методике проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233.
Разработчик — Минэнерго России
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/08/01-19/00087592
ФАС России подготовила проект приказа, касающегося расчета величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению
14 января 2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям».
Базовым принципом распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность (установление единой ставки перекрестного субсидирования для всех уровней напряжения). При установлении соответствующих цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов распределяют величину перекрестного субсидирования между уровнями напряжения по собственному усмотрению, ввиду отсутствия в действующем законодательстве РФ порядка распределения величины перекрестного субсидирования между уровнями напряжения.
Проект настоящего приказа направлен на устранение вышеуказанного пробела в действующем законодательстве РФ.
Разработчик — ФАС России.
Процедура — проведение публичного обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.
ID проекта: 01/02/01-19/00087593
Ростехнадзор России подготовил проект Федерального закона
15 января 2019 Ростехнадзор России уведомил о подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования механизма привлечения к ответственности за нарушение требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда».
Проект Федерального закона направлен на исключение дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда путем наделения Ростехнадзора полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушение требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.
Разработчик — Ростехнадзор.
Процедура — проведение публичного обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.
ID проекта: 02/04/01-19/00087609.
ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы
15 января 2019 ФАС России уведомила о проведении независимой антикоррупционной экспертизы в отношении проекта приказа «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2019 год»
Проект приказа ФАС России устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2019 год.
Расчет цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, выполнен в соответствии с Основами ценообразования № 1178 методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Разработчик — ФАС России.
Процедура — независимая антикоррупционная экспертиза.
ID проекта: 01/02/01-19/00087623.
Открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
16 января 2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающий внесение изменений в части установления регулируемых цен (тарифов) на электрическую мощность, оплачиваемую по регулируемым договорам.
Учитывая то, что конкурентный отбор мощности проводится на долгосрочный период, ФАС России предлагает внести изменения в абз. 9 п. 45 Основ ценообразования № 1178 в части установления регулируемых цен (тарифов) на электрическую мощность, оплачиваемую по регулируемым договорам, с учетом индексации.
С целью снижения нагрузки на потребителей ФАС России предлагает внести изменения в абз. 7 п. 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее — Правила оптового рынка № 1172), исключающие привязывание объемов мощности, поставляемой по регулируемым договорам по объектам, строящимся с учетом инвестиционной составляющей, в тарифе на мощность генерирующих объектов (аналогично объектам по договорам предоставления мощности).
Изменения в абз. 12 и 15 п. 114 Правил оптового рынка № 1172 подготовлены ФАС России в целях исключения негативных экономических последствий для генерирующих компаний вследствие неоплаты мощности поставщикам электрической энергии (мощности), работающим в вынужденном режиме, в случае, если ведомственный акт ФАС России об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, будет зарегистрирован и опубликован после 20 декабря регулируемого периода, и, как следствие, поздно вступит в законную силу.
Разработчик — ФАС России
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/01/01-19/00087685